Тема:

Лазерные атаки 8 лет назад

Росавиация выложила инструкцию по защите от лазерных атак

К идее обеспечить лётчиков специальными защитными очками на основе светофильтров, блокирующих излучение, сами пилоты относятся скептически. Как и к тому, чтобы выставить на всем протяжении глиссады патрули.
Лазерное хулиганство приняло пугающие масштабы. Сообщения о том, что лазерный луч ослепил пилотов, приходят регулярно из разных городов России. Росавиация опубликовала инструкцию для летчиков, в которой изложено, что нужно делать в случае атаки лазером.

Лазерное хулиганство приняло пугающие масштабы. Сообщения о том, что лазерный луч ослепил пилотов, приходят регулярно из разных городов России. С такой проблемой сталкиваются не только наши летчики: не так давно двух лазерных хулиганов арестовали в США.

Бороться со злоумышленниками власти пытаются разными способами. Лобовые стекла кабин предлагают покрывать отражающей пленкой, а летчикам выдавать специальные очки. В Чечне, например, запретили продавать лазерные указки. А Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) на днях опубликовало инструкцию для пилотов, поясняющую, что делать, если вас ослепили лазером.

Следует отметить, что Международная организация гражданской авиации (ICAO) разработала ее еще в 2003 году. В ней подробно описано, чем поражение лазерным лучом грозит здоровью пилота и как обеспечить безопасность полетов.

"К 2001 году уже многие пилоты испытали на себе временную потерю трудоспособности в результате случайного поражения лазерным лучом. Всего в мире было зарегистрировано более 600 инцидентов такого рода, большинство сообщений пришло из Соединенных Штатов, – говорится в инструкции. – Можно предполагать, что большинство попаданий лазерного луча в гражданское воздушное судно будет случайным. Но необходимо иметь в виду, что мощные лазерные излучатели с высокой точностью наведения на цель в настоящее время предлагаются к продаже по сравнительно низким ценам, и поэтому вероятность использования таких приборов со злым умыслом в будущем нельзя игнорировать".

Инструкция предлагает пилотам готовиться к возможной лазерной атаке еще до полета. В частности, летчикам нужно ознакомиться с возможными местами размещения и временем работы лазерных излучателей. Следует еще перед полетом выбрать запасные маршруты. Кроме того, пилотам предлагают заранее просмотреть аэронавигационные карты на предмет мест постоянной работы лазерных излучателей (парков отдыха с аттракционами, научно-исследовательских баз).

Про лазерные указки тут, впрочем, ничего не сказано. Зато указано, что нужно делать во время и после облучения кабины пилотов лазерной установкой – отвернуться от источника излучения и заслонить глаза, сообщить другому пилоту о нарушении зрения и передать ему управление самолетом, изменить направление полета так, чтобы лазерный луч не попадал в кабину.

Но как бы умело ни управляли пилоты воздушным судном и как бы твердо ни знали правила, опасность лазерных атак от этого не уменьшается. Остается надеяться на ученых, которые предлагают защиту от лазерного луча – например, в виде специальных очков. Или на то, что в нашей стране воспользуются западным опытом: наказывать лазерных хулиганов будут крупными штрафами и даже тюремным заключением.