В штабе по подъему "Булгарии" принято решение изменить тактику операции. Сейчас началась транспортировка теплохода на мелководье, где судно будут герметизировать и откачивать воду. Такой вариант признан наиболее безопасным и технологичным. "Булгарию" ведут к затону, что находится примерно в 12 километрах от места кораблекрушения. В результате той страшной аварии 10 июля погибли 114 человек. 8 числятся пропавшими без вести.
Ровно наполовину теплоход появляется на поверхности Волги. С риском, что стропы лопнут, краны все же вытягивают верхнюю палубу. И вот теперь становится очевидно, насколько стремительно тонет "Булгария", – стекол на судне нет. Их в надежде спастись выбивают напуганные пассажиры. Чтобы спасти весь теплоход, капитану не хватило 15 минут. До мелководья – считаные километры.
"Видно по телеграфным ручкам, которые находятся на мосту, что у него – "полный вперед". Наверное, все-таки капитан каким-то шестым чувством пытался выбраться на мель, но немного не дошел", – полагает заместитель министра транспорта РФ, руководитель операции по подъему теплохода ''Булгария'' Виктор Олерский.
Ночью на Волге первая передышка, – предстоящие работы в штабе называют исключительно ювелирными. Потому нужен яркий дневной свет. Тянуть дальше "Булгарию" очень опасно. Кран "Могучий" – именно он сейчас держит судно – может не выдержать веса. Ил и песок сделали теплоход почти на 50 тонн тяжелее. Герметизировать корпус с такой нагрузкой на стропы опасно для жизни, тросы могут не выдержать и снова лопнуть, "Булгария" окажется на дне.
"Сейчас в таком положении краны находятся под нагрузкой, конечно, опасно водолазов запускать, хотя они люди смелые и все сказали "да". Но мы, наверное, не будем этого делать", – говорит Виктор Олерский.
Что делать дальше, решают мучительно долго. В полдень из штаба – срочная новость. Работы приостановлены. План "А" не сработал, "Булгарию" не поднять. Объявляют план "Б"- заваривать люки нужно без нагрузки на краны и стропы. "Булгарию" все же потянут на мель.
Руководитель операционного штаба по подъему судна Тимур Хикматов комментирует происходящее: "Это более технологичное решение, поскольку, когда судно окажется на мелководье, оно будет находиться больше на поверхности воды. Плюс к этому повышенная безопасность строительных работ".
Безопасность потребует лишнее время, мель – это 12 километров вниз по течению. Поднять "Булгарию" сегодня снова не смогут.
Вынужденное отставание в штабе обещают быстро нагнать. Кирельский затон, именно здесь мелководье, – это всего три километра от дока. Это место, куда в итоге должны доставить "Булгарию". Теплоход как минимум станет ближе к пункту назначения. К тому же работать здесь будет проще. Глубина на месте кораблекрушения – 20 метров. А в затоне – не больше пяти.
Здесь судно снова будет видно ровно наполовину, "Булгария" высотой как раз 10 метров. Разница лишь в том, что теплоход встанет уверенно и без поддержки кранов.
Фарватер снова закрыли. Частные лодки и яхты разгоняет патруль. Караван уже перестраивается. План буксировки на мель готов – сегодня ночью "Булгарию" доставят в Кирельский затон. Новых трудностей, обещают в штабе, уже не возникнет.