Секреты большой политики: Великобритания и Россия

В Британии еще одну газету заподозрили в прослушивании чужих разговоров – Sunday Mirror. Газету News of the World за подобную деятельность уже закрыли. Впрочем, это не настолько вопиющий случай. В России истории с прослушкой в 90-е годы происходили постоянно.

В Британии еще одну газету заподозрили в прослушивании чужих разговоров – Sunday Mirror. Газету News of the World за подобную деятельность уже закрыли. Впрочем, это не настолько вопиющий случай. В России истории с прослушкой в 90-е годы происходили постоянно.

У скандала в Великобритании есть как минимум уже один результат. Медиамагнат Руперт Мэрдок закрыл таблоид News of the World, который выходил 168 лет. А ведь будут и еще последствия. Теперь ведь известно, как журналисты добывали сенсационные данные: прослушивали мобильные телефоны, взламывали электронную почту звезд шоу-бизнеса, политиков и бизнесменов. Читали SMS-сообщения родственников жертв теракта в Лондоне в 2005 году и почту семей солдат, погибших в Ираке и Афганистане.

Бывший главный редактор издания Энди Коулсон может отправиться в тюрьму. А ведь он раньше был директором по коммуникациям премьер-министра Великобритании. И премьер вынужден оправдываться, а сам Руперт Мэрдок участвует в унизительных слушаниях в парламенте по поводу выходок его журналистов. Хотя вообще пресса так работает не только в Британии. В России 90-х годов прослушка, порой, была основой работы журналистов.

"Это было связно с деятельностью спецслужб и частных охранных предприятий. В 90-е годы это практиковалось довольно широко", – говорит Александр Хинштейн, депутат Госдумы.

В 90-е годы в России публикация расшифровок телефонных переговоров бизнесменов, политиков и даже очень высокопоставленных политиков было явлением совершенно обычным. Частные охранные структуры или подкупленные сотрудники структур силовых слушали всех, кого можно. Причем в отличие от английских расследований – куда уехал с любовницей какой-то депутат – в России с помощью прослушки узнавали вещи вопиющие.

В 1997 году журналист Александр Минкин опубликовал расшифровку переговоров бизнесмена Лисовского и политика Немцова, из которой следовало, что Немцов задержал на три дня выход антикоррупционного указа президента Ельцина, чтобы успеть получить гонорар за книгу "Провинциал". Немцов, помнится, сильно возмущался.

В 1999 году выплыла скандальная история о том, что частное охранное агентство "Атолл", работавшее по контракту с Борисом Березовским, прослушивает семью президента Ельцина. Написал об этом как раз Александр Хинштейн. Прокуратура начала проверку, и тогда обыскивали офис "Атолла". А пресс-секретарь Ельцина Дмитрий Якушкин говорил, что надо разобраться: как же так, вмешиваются в личную жизнь первого лица?! Бывший глава "Атолла", а ныне аналитик Сергей Соколов и сейчас утверждает, что тогда силовики немного ошиблись.

"Это нам было предъявлено обвинение. Но это же абсурд! Я тогда сказал: если мы можем слушать президента, значит вы плохо работаете", – объясняет Сергей Соколов, эксперт федерального информационного центра "Аналитика и безопасность".

Сергей Соколов признает, что в целом они работали очень активно, и не без гордости добавляет: "Атолл" был лучшим. А вообще у каждой коммерческой структуры были свои службы безопасности, они слушали конкурентов, слушали врагов, с помощью информации их держали под контролем.

"Если держать в узде не получалось, то эту информацию выкидывали. Любая приватизация – это была война кланов", – говорит Сергей Соколов.

Делили заводы и месторождения, делили сферы политического влияния – в прессе появлялся компромат. Журналист Александр Хинштейн, который и сам не раз пользовался материалами прослушек, уверен – это, может, выглядело некрасиво, но с другой стороны, дисциплинировало бизнесменов и политиков. В любой момент страна могла узнать, кто ты на самом деле. И кто знает, может, это тоже отчасти помогло стране пережить ужасные 90-е годы.

"Политик должен понимать, что он не имеет права на личную жизнь, и что конституция – не для них", – утверждает Хинштейн.

В общем, российская пресса 90-х годов вела себя честно. То есть журналисты признавали: мы достали материалы прослушки, мы их публикуем. Что касается скандала в Великобритании, то, по словам Сергея Соколова, британские репортеры, как и их российские коллеги в 90-е, сами никого не прослушивали, а только легализовывали добытую спецслужбами или частными агентами информацию. Ведь не зря глава Скотленд-Ярда заподозрен в том, что его подчиненные сдавали журналистам информацию.

Стоит признать, что есть в этой ситуации что-то лукавое. Десятилетиями все читали таблоид, и никто в Британии не задумывался, откуда пресса все знает. Скорее всего, не в методах работы журналистов дело, а слишком возросшем влиянии медиамагната Мердока. Или политической группы, к которой он принадлежит. По крайней мере, в 90-е годы в России все случалось именно так.