В Петербурге реставрируют Казанский собор

В сентябре Казанскому собору Петербурга исполнится 200 лет. К юбилею храм отреставрируют. Главная задача реставраторов – восстановление иконостаса алтаря северного придела собора. В свое время, когда в храме располагался музей религии и атеизма, иконостас был полностью утрачен.

В сентябре Казанскому собору Петербурга исполнится 200 лет. К юбилею храм отреставрируют. Главная задача реставраторов – восстановление иконостаса алтаря северного придела собора. В свое время, когда в храме располагался музей религии и атеизма, иконостас был полностью утрачен.

Реставрация Казанского собора для православного Петербурга – событие важное. Главный храм дома Романовых, двойник собора Святого Петра в Риме после революции был разграблен. Исчез драгоценный иконостас, отлитый из сорока пудов чистого серебра, были вывезены драгоценные иконы, написанные Брюлловым и Боровиковским, а в самом соборе был отрыт музей религии и атеизма.

"Собор был разрушен в 20-30-х годах. Все было вывезено, интерьер был пустой. Здесь стояли римские божки, из глины слепленные, и было капище идольское", – говорит настоятель Казанского кафедрального собора, протоиерей Павел Красноцветов.

Несколько лет назад Казанский собор вернули Русской Православной Церкви. На проекте реставрации рукой митрополита Петербургского и Ладожского Владимира написано – "Утверждаю". К 200-летию храма полностью восстановят иконостас – его северный придел.

"Этого ничего сейчас нет, это все фанерное. Но оно идентично приделу южному, хотя там тоже не сохранилось ни арки, ни некоторых деталей. Приходится заново создавать арку", – говорит реставратор, скульптор-орнаменталист Александр Севастьянов.

Реставратор, как переводчик, не должен допускать ошибок, чтобы не изменить смысл сказанного архитектором. Александр Севастьянов уже больше десяти лет восстанавливает Казанский собор и ни разу не изменил этому принципу.

Иконостас Казанского собора восстанавливают по фотографиям 1909 и 1911 годов. Снимки укрупняют, чтобы можно было увидеть каждую деталь и после этого восстановить утраченные фрагменты.

Блестящее завершение реставрации – золочение иконостаса. Художники аккуратно укладывают тонкие воздушные слои сусального золота на объемный рисунок. В сентябре северный придел будет готов. К этому времени завершится еще один очень важный этап работ – реставрация фасада. Колонны Казанского собора моют натуральным детским мылом и жесткими волосяными щетками. Ручная работа – требование главного реставратора.

"Камень пористый, это пудожский туф. И, естественно, вся грязь и копоть под действием атмосферы глубоко проникает в поры, и их приходится оттуда вымывать разными способами", – поясняет архитектор-реставратор Марк Коляда.

Сколы и трещины укрепляют специальной мастикой. Потом камень подкрасят известковым молоком, появится теплый бежевый оттенок. Всего отремонтируют 40 колонн – только те, что стоят в первом ряду. На остальные нет денег. Священнослужители с неохотой говорят о смете строительных работ. После пережитого в советские годы они рады любой помощи от государства. А вот архитекторы не постеснялись назвать цифры: выделено почти 50 миллионов рублей, а надо – 2,5 миллиарда! Надеялись, что юбилей станет поводом для полноценной реставрации, но, видимо, 200-летие Казанский кафедральный собор встретит лишь с обновленными фасадами.