МАК: причина катастрофы польского лайнера – неуход на запасной аэродром

Непосредственной причиной катастрофы Ту-154 президента Польши Леха Качиньского стал тот факт, что лайнер не ушел на запасной аэродром. Об этом сообщил председатель технической комиссии Межгосударственного авиационного комитета Алексей Морозов.

Непосредственной причиной катастрофы Ту-154 президента Польши Леха Качиньского стал тот факт, что лайнер не ушел на запасной аэродром. Об этом сообщил председатель технической комиссии Межгосударственного авиационного комитета Алексей Морозов.

"Непосредственной причиной катастрофы явилось непринятие решения экипажем об уходе на запасной аэродром при неоднократном получении информации о плохой видимости на аэродроме", – сказал он на пресс-конференции, прямую трансляцию которой вел сайт Вести.Ru и телеканал "Россия-24".

По словам Морозова, среди причин катастрофы – отсутствие должной реакции и действий при срабатывании системы TAWS (Terrain Awareness and Warning System). Вплоть до столкновения с землей на экипаж оказывали психологическое давление с единственной целью "приземлиться во что бы то ни стало".

"Команда командира воздушного судна о заходе на посадку при фактической видимости 200 метров, то есть в шесть раз хуже минимальной, обсуждение и оценка экипажем нижней высоты облачности – 50 метров, со слов второго пилота, отсутствие реакции на предупреждение системы, отсутствие действий при уходе на второй круг на установленной минимальной высоте снижения 100 метров, неуверенная попытка ухода на второй круг второго пилота при срабатывании датчика опасной высоты, отсчет высоты штурмана вплоть до высоты 20 метров, отключение автопилота путем пересиливания, а не штатно – все это однозначно свидетельствует о попытке перехода на визуальный полет с целью производства посадки во что бы то ни стало именно на данный аэродром", – сказал Алексей Морозов.

При этом давление на экипаж оказывало и нахождение в кабине пилотов главкома ВВС Польши Анджея Бласика. Он появился в кабине после того, как пилоты обсуждали с главой президентского протокола невозможность совершить посадку в Смоленске в этих условиях. По словам Морозова, в условиях несогласованности действий экипажа главком фактически осуществлял "контролирующее пилотирование, подавая информацию о высоте полета".

"По заключению летных специалистов, это должно рассматриваться как психологическое давление на экипаж", – подчеркнул представитель МАК.

Самолет Ту-154 президента Польши разбился на подлете к аэропорту Смоленск-Северный 10 апреля 2010 года, все находившиеся на его борту 96 человек погибли.

На прошлой неделе в Варшаве был обнародован доклад польской госкомиссии по расследованию авиакатастрофы. Основная ответственность за гибель лайнера была возложена на экипаж, который, по оценкам польских экспертов, допустил большое количество грубых ошибок в пилотировании. При этом уровень подготовки пилотов президентского полка назван "угрожающим безопасности пассажиров". Например, летчики проигнорировали сигнал о сближении с землей. А командир пропустил сообщение о плохой погоде в районе аэродрома. В Варшаве признали, что российские диспетчеры действовали в соответствии с правилами, существующими в России.

В то же время польская сторона высказала претензии в адрес руководства полетами в аэропорту Смоленск-Северный, указав также на его слабую техническую оснащенность.