В Шахматове прошли блоковские дни

Блоковские дни в родовой усадьбе поэта. В 42-й раз на "возлюбленной поляне" Александра Блока в Шахматове собрались писатели, художники и литературоведы. Ровно 90 лет назад великий русский поэт умер в Петрограде. Лучшие годы своей жизни он провел в усадьбе Шахматово под Москвой.

Блоковские дни в родовой усадьбе поэта. В 42-й раз на "возлюбленной поляне" Александра Блока в Шахматове собрались писатели, художники и литературоведы. Ровно 90 лет назад великий русский поэт умер в Петрограде. Лучшие годы своей жизни он провел в усадьбе Шахматово под Москвой. 10 лет назад усадьбу, разоренную в 20-х годах, восстановили. А вот на реконструкцию храма, где Александр Блок венчался с Любовью Менделеевой, денег нет. Церковь до сих пор в руинах.

Последние месяцы жизни Александра Блока в его петроградской квартире были страшными. Он мучился и от болезни сердца и от мыслей о гибели России. И просил близких уничтожить все экземпляры поэмы "Двенадцать". О том, что родную усадьбу Шахматово сожгли крестьяне, Блок узнал за две недели до смерти. Известие усугубило и без того апокалиптическое настроение поэта.

В Шахматове прошли лучшие годы жизни – в течении 36 лет Блок приезжал сюда на летние месяцы, много и плодотворно работал в комнатке с цветными стеклами в окнах. В последний раз был здесь в 1916-м. Прощался перед отправкой на фронт.

"Русская природа в его стихах – это как раз Шахматово. Стихи о России, "Поле Куликово" родились здесь", – поясняет потомок Александра Блока и главный редактор журнала "Наше наследие" Владимир Енишерлов.

Перед поджогом Шахматово разграбили. Когда впервые решили восстановить усадьбу еще в советское время, блоковские рукописи нашли в местной школе – по ним учились дети, а во многих избах нашли усадебные зеркала – крестьянки считали их особо нужными в хозяйстве. Усадьбу восстановили лишь 10 лет назад. Дом величайшего русского поэта лежал в руинах все эти десятилетия.

"Я была школьницей, и вот помню, один человек говорил: пока я в райкоме партии, музея Блока не будет. Этот человек жив. К нам приезжает", – рассказывает директор Государственного историко-литературного музея-заповедника А.А. Блока Светлана Мисочник.

Часть мемориальных вещей вернули правнуки крестьян, грабивших усадьбу в 1921 году. Некоторые предметы привезли сюда из Петербурга, их подарили дальние родственники поэта. Интерьеры воссоздавались по фотографиям и воспоминаниям, часть библиотеки Александра Блока обнаружили в одном из петербургских вузов.

Усадьбу пришлось восстанавливать, а сад сохранился. Блока помнят сирень, черемуха, липы. Андрей Белый писал: все это стены рабочего кабинета Блока.

Величественные руины, которые видны издалека, – все, что осталось от церкви Михаила Архангела в селе Тараканово. В 1902 году здесь отпевали деда Александра Блока – Андрея Бекетова, ректора Петербургского университета. Через год поэт венчался здесь со своей прекрасной дамой Любовью Менделеевой. Отец невесты, великий химик Дмитрий Менделеев, кстати, надел по этому случаю парадный мундир со всеми орденами. Храм связан с именами людей, составивших славу России. Его нынешнее состояние – болевая точка музея заповедника.

"Более 30 лет мы стучимся во все двери, но у министерства культуры области нет денег", – говорит о плачевном состоянии храма Владимир Енишерлов.

До революции в округе было 35 церквей. Снесли все, кроме этой: родная тетка поэта писала во все инстанции, просила пощадить храм. В 1941 году по нему стреляли и немецкие, и советские артиллеристы – отметины от снарядов на всех стенах. От здания, построенного в стиле нарышкинского барокко, осталась только центральная часть.

"Девушка пела в церковном хоре
О всех усталых в чужом краю,
О всех кораблях, ушедших в море,
О всех, забывших радость свою",
– цитирует Блока Владимир Енишерлов.

"Она здесь пела", – показывает он на стены церкви Владимир Енишеров, говоря о героине стихотворения Блока.

Первые попытки начать реставрацию относятся к 1970-м годам. Все они оканчивались ничем. Серьезные работы начались 2 года назад, однако деньги быстро закончились. Реставраторы закрыли временной крышей и сам храм, и приделы – теперь церковь спасена хотя бы от дождя и снега.

Главные работы сделали, но не законсервировали. Может пройти несколько лет, и труд реставраторов будет напрасным.

По главным православным праздникам здесь проходят службы. Храм находится в ведении и Министерства культуры, и Русской православной церкви. Впрочем, два хозяина – не самая лучшая ситуация, говорят музейщики.

"Мы обращались к патриарху, но церковники отказываются принять храм", – отмечает Владимир Енишерлов.

Пока же церковь, столь важная для величайшего из поэтов России, стоит в руинах.