Кинофестиваль "Окно в Европу": об одиночестве, власти и героях

В Выборге уже 19-й раз проходит фестиваль российского кино "Окно в Европу". В программе – новинки игрового, документального, анимационного кино. Один из самых ожидаемых показов – фильм Владимира Мирзоева "Борис Годунов". А кто получит "Золотую ладью", станет известно уже в субботу.

В Выборге уже 19-й раз проходит фестиваль российского кино "Окно в Европу". В программе фестиваля новинки игрового, документального, анимационного кино, лучшие фильмы сезона. Один из самых ожидаемых показов – фильм Владимира Мирзоева "Борис Годунов".

За несколько часов до показа Владимир Мирзоев, замахнувшийся не просто на наше всё, а даже на большее, удивительно спокоен. В его Годунове – ни кремлевских палат, ни наклеенных бород. Царские указы зачитывают с экрана "айфона", Гришка Отрепьев о духе народа своего говорит в бассейне, сам Годунов – в костюме и галстуке.

Мирзоев впервые вывел Пушкина из душных интерьеров, даже сократил немного текст – и как вдруг эти строки зазвучали среди лимузинов, танков и велотренажеров. Своего Годунова, он сразу решил, будет снимать только так, делать не историческое кино – искать смыслы в самой истории, ответы на эти вечные для России вопросы.

"Если так очень коротко сформулировать, что же это за вопросы, то, наверное, это некое очень сложное взаимоотношение не просто власти и народа, а человека в истории, человек, облеченный властью в истории, человек, не облеченный властью, но стремящийся к ней", – рассуждает Владимир Мирзоев.
Выборг вне конкурса в эти дни отмечает юбилей картины, где речь шла тоже – о власти, но уже в руках мальчика. Прогремевший 25 лет назад "Плюмбум" Вадима Абдрашитова, взбудоражил и испугал.

Кем он был, этот герой под псевдонимом Свинец, говорили за круглым столом, чем вообще стала Перестройка в кино, каковы ее результаты? И критики, и режиссеры единодушны только в одном – каким бы ни был тогда "Плюмбум", сегодня героя в кино нет вообще.

"Если понимать это как активно действующего персонажа, который добивается нечто своего и в связи с этим действует, тем самым обеспечивает сюжет, то такого героя не существует", – сетует Вадим Абдрашитов.

Дебютант в "полном метре" Вячеслав Златопольский уверен – герои есть всегда, в его "Доме ветра" – это дворник в инфекционной больнице, женщина, вдруг узнавшая – ее, пропавший без вести сын все же погиб. Но рядом еще живет смертельно больной, никому не нужный мальчик – так, может, его, она если не вылечит, то хотя проводит достойно.

- Сделай чудо или забери, только сразу нас двоих – одной мне здесь делать больше нечего!

Об одиночестве, пустоте, вере людей и вере в людей, фильм где вроде и так – ни одного отрицательного персонажа, но лишь один, желая сделать добро, пойдет до конца.

Сыгравший одну из главных ролей Валерий Баринов признает – долго ждал такого сценария.

"Я в последнее время очень много говорю о том, что у нас нет положительного героя, к великому сожалению он куда-то исчез. А это отнимает у кинематографа одну из важных задач. Мы все вскрываем, вскрываем недостатки, и мы уже не видим света впереди, а должен быть даже не пример, а вариант", – убежден актер.

Каждый фильм кроме жюри оценивают зрители – после просмотра сдают анкету: пол, возраст, являются ли кинематографистами и главное, сколько ставят баллов.

Даже после того как уже все состоялось: фильм показан, и у жюри и у зрителей уже есть какое-то мнение – конкурсанты здесь всё равно в напряжении. У гостиницы, где живет большинство – драккары: от древнескандинавского "дракон" и "корабль". Уже не те, что подарил городу снявший их в своем фильме Станислав Ростоцкий, – новоделы, но именно это и есть и символ, и приз фестиваля. Итоги заплыва за "Золотой ладьей" станут известны в субботу.