Труппа "Мариинки" вышла из отпуска, чтобы выступить в Турку

Знаменитая "Мариинка" приняла участие в фестивале в финском городе Турку. В программе – русская и зарубежная оперная классика. Вообще-то труппа и оркестр сейчас в отпуске, но пропустить музыкальный фестиваль Валерий Гергиев и его театр не могли.

Знаменитая "Мариинка" приняла участие в фестивале в финском городе Турку. В программе – русская и зарубежная оперная классика. Вообще-то труппа и оркестр сейчас в отпуске, но пропустить музыкальный фестиваль Валерий Гергиев и его театр не могли.

Он на ходу спрашивает – "Отдохнуть успели?" – и мимо бесчисленных коробок с реквизитом спешит дальше, на репетицию. Вообще-то "Мариинка" в отпуске, но музыкальный фестиваль в старейшем финском городе Турку Валерий Гергиев и руководимый им театр пропустить не могли.

Турку в этом году удостоен звания культурной столицы Европы. К тому же это просто традиция – на гастроли сюда петербуржцы ездят уже почти 20 лет. "Это высоко развитая музыкально страна, – отмечает художественный руководитель, главный режиссер Мариинского театра Валерий Гергиев. – Не надо думать, что раз тут живет народу столько же, сколько живет в одном Санкт-Петербурге, это совсем не периферия музыкальная. Это очень-очень продвинутая сегодня музыкальная, я бы назвал, общность".

В еще пустом зале с появлением главного дирижера – такая тишина: слышно, как музыканты переворачивают ноты. На сцене – концертная версия оперы Штрауса "Ариадна на Наксосе". Премьера этой постановки прошла в Петербурге весной. Теперь ее впервые вывезли за рубеж.

Для Марии Максаковой-младшей – внучки прославленной оперной певицы, это еще первые гастроли в качестве солистки Мариинского театра. У Максаковой – одна из главных партий. "У меня больше всего волнение – какое впечатление я произведу на Валерия Гергиева, – признается артистка. – Это самое большое волнение в моей жизни – независимо от того, в какой стране я нахожусь, в каком зале. Он гениален!"

Для любого вокалиста произведение сложное: почти два часа, много "скачков" и речевых диалогов, причем на немецком. В Турку опера на языке оригинала опять впервые, в России постановка шла на русском.

"Когда на первое место выходит слово, а не нота, не вокал, то для вокалиста это достаточно сложно, потому что это надо отказать себе в желании попеть", – поясняет Мария Максакова. "Отказать себе в желании попеть" с ее редким колоратурным меццо-сопрано довольно сложно. И зал, кажется, только этого и ждет – такого звучания.

Общая тема музыкального фестиваля в Турку – это свет. И финские организаторы с помощью метафор объясняют, почему здесь так ждали российскую Мариинку. Говорят, нет другого человека, который на сцене так светится изнутри и сам излучает сияние, как Валерий Гергиев. Сколько человек пришли посмотреть на его взлетающие над пюпитром руки – посчитать легко: в концертном холле Турку – ровно тысяча мест. И все они заняты.

"Когда на сцене Валерий Гергиев и оркестр Мариинского театра, уже в начала концерта в воздухе чувствуются разряды тока, и зал загорается, – отмечает художественный руководитель музыкального фестиваля в Турку Топи Лехтипуу. – Мы стремимся к совершенству, поэтому пригласили сюда лучших людей в мире".

В этом зале по-скандинавски просто и даже несколько аскетично. Но каждый из солистов отметил: здесь прекрасная акустика. И аплодисменты, которыми благодарили "Мариинку", эта акустика тоже прекрасно передавала.