Легендарный побег из Афганистана: 15 лет спустя

В эти дни исполняется 15 лет подвигу экипажа самолета Ил-76, совершившему отчаянный побег из талибского плена. Российские летчики везли боеприпасы для Северного альянса и оказались в плену. В Афганистане они провели больше года, но не потеряли надежды и в итоге сумели освободить себя сами.

В эти дни исполняется 15 лет подвигу экипажа самолета Ил-76, совершившему отчаянный побег из талибского плена. Российские летчики везли боеприпасы для злейших врагов "Талибан (запрещена в РФ)а" – Северного альянса – и оказались в плену у фундаменталистов. В Афганистане они провели больше года, но не потеряли надежды и в итоге сумели освободить себя сами.

Тот страшный и, казалось, нескончаемый год в плену они стараются не вспоминать. У каждого давно свой маршрут. Но иногда все-таки перезваниваются, чтобы вспомнить, как вышли в тот рейс, как уже собирались снижаться над Кабулом, когда вдруг к земле их начал прижимать МиГ-21, а пилот по имени Гулям на чистом русском настойчиво попросил сесть.

Они были уверены, что их расстреляют сразу. Ведь они везли боеприпасы Северному Альянсу – главному врагу талибов. Но казнь удалось отменить, благодаря дипломатическому дару менеджера авиакомпании Мунира Файзуллина. Его талибы уважали как знатока ислама, совершившего хадж в Мекку. А потом был плен.

Первые три месяца жили надеждой, что вот-вот окажутся на свободе. Хотя бы и за выкуп.

"Нас же должны были перед Новым годом освободить, и Новый год мы должны были встретить дома. Но потом мы поняли, что нас просто так не освободят. Вот это был самый сильный удар для меня", – вспоминает Газинур Хайруллин, в 1995 году – второй пилот самолета Ил-76.

План спасения был только один – улетать. И улетать надо всем вместе. Но как попасть на борт? На то, чтобы убедить талибов, что самолету необходимо регулярное обслуживание, ушло несколько недель.

"Высмотрели, в каком состоянии боеготовности находятся истребители, зенитки. Ну, не все между нами было продумано, очень много было охраны. Я не стал взлетать 10 июля, а 16 августа получилось", – рассказывает Владимир Шарпатов, командир экипажа Ил-76.

Крылатая машина тогда словно подыграла пленникам – лопнуло колесо, и пилоты заявили охране, что для его замены им нужно всем семерым быть у самолета. Была пятница, выходной. После намаза и плотного обеда афганцы мечтали полежать в теньке, и начальник охраны разрешил им отдохнуть в здании аэровокзала.

"Когда он удалился метров на 250-300, я начал запускать вспомогательную силовую установку и она сразу запустилась. И я начал запускать двигатель. И так мы запустились и сбежали", – говорит Асхат Аббязов, бортмеханик самолета Ил-76.

Это сейчас бортмеханик Аббязов так спокойно рассказывает о побеге. А тогда всё решили какие-то мгновения. Талибы бросились им наперерез и едва не снесли двигатель. Но самолет все-таки удалось оторвать от полосы.

Холодный пот еще долго струился по их спинам. Ведь тот же самый Гулям на том же самом МиГе бросился их догонять. Он кричал им в эфир, чтобы они вернулись. До иранской границы они шли на сверхмалой высоте 50 метров, маневрируя среди поднимающихся гор. Оба пилота за тот подвиг были удостоены звания Героев России, все остальные члены экипажа награждены Орденами Мужества.

Командир уже несколько лет на пенсии. Живет в Тюмени. Со своей машиной (борт 76-842), которая сначала завезла его в негостеприимный Афганистан, а потом спасла жизнь, видится нечасто. Это встреча – первая за последние 10 лет.

Тот самый Ил-76 давно сменил хозяев и теперь не возит оружие. Под эгидой ООН он участвует в гуманитарных миссиях по всей планете. Сейчас он находится в командировке в Центральной Африке.