Тема:

Скандал во "Втором Меде" 12 лет назад

Рособрнадзор придумал, как не допустить повторения скандала с "мертвыми душами"

Рособрнадзор создает автоматическую систему, которая будет отслеживать по сайтам вузов всех абитуриентов. Таким образом появится возможность проверять, есть ли в списках подавших документы несуществующие кандидаты.

Рособрнадзор создает автоматическую систему, которая будет отслеживать по сайтам вузов всех абитуриентов. Таким образом появится возможность проверять, есть ли в списках подавших документы несуществующие кандидаты. Скандал с "мертвыми душами" на этой неделе стоил кресла ректору Медицинского университета имени Пирогова Николаю Володину. Зачисляя вымышленных выпускников с феноменально высокими баллами по ЕГЭ, администрация вуза высвобождала бюджетные места для своих людей.

Схема состояла в следующем: после того, как проходили первые две волны, те, кто хотел поступить на бюджетные места, уходили в другие учебные заведения, так как здесь у них уже не было шансов. Дальше шли те, кто был в третий волне, и кто знал о коррупционной схеме.

Это результаты собственного расследования активистов Российского студенческого союза. Выходило, что в первые две волны во второй медуниверситет напрямую никому поступить попросту не дали. Из реальных абитуриентов проходной бал получили только пара десятков человек. И это почти на 800 мест. После проверки специальной комиссии Рособрнадзора уволили и самого ректора Николая Володина, и восемь тех самых заслуженных сотрудников университета, что вводили фальшивые данные.

"Там было прямое нарушение, обман, жульничество. Сейчас правоохранительные органы разбираются, кто конкретно в этом виноват. Но та система, которая была выстроена, позволила это нарушение выявить и устранить", – заявил Андрей Фурсенко, министр образования и науки РФ.

Сейчас исполняющим обязанности ректора назначена Наталья Полунина. В обществе тем временем разгорелась дискуссия – как такое вообще могло произойти в старейшем и уважаемом медицинском вузе страны и Европы, десятилетиями бережно хранившим свои традиции.

Скандал во "Втором меде" стал не просто очередной коррупционной историей. Он выявил и более дикие вещие. Ведь когда существуют всегда гарантированные проценты для "своих", то вместо талантливых ребят, которые действительно мечтают о профессии врача, но не могут платить, на их места проталкивают "блатных" и взяточников. Которые, видимо, так же за деньги будут сдавать зачеты, а отучившись, спустя рукава, придут лечить людей.

"Я считаю, что прием в медицинский институт по ЕГЭ – это неудовлетворительная методика. К этому ЕГЭ обязательно надо вводить тесты, позволяющие определить, может ли этот человек быть доктором или не может", – сообщил Леонид Рошаль, президент Национальной медицинской палаты, директор Московского НИИ неотложной детской хирургии и травматологии.

Моральная сторона в этой коррупционной истории самая важная, говорят сейчас в медицинском сообществе. Ведь в подготовке будущего врача профессионализм напрямую связан с нравственностью. И псевдоспециалисты, не чувствуя призвания и воспринимая медицину как коммерцию, придут потом в лучшие клиники страны.

"Ориентировать наших студентов на то, что изначально кто-то за них платит, что можно купить возможность обучаться по этой специальности, что медицину можно сделать коммерческой специальностью – это неверно", – считает Юлия Подберезина, заведующая отделением патологии молочной железы лечебно-реабилитационного центра Минздравразвития РФ.

"Если говорить о том, с чего начинает профессиональную жизнь будущий врач, то он не должен начинать ее с лукавства, во всяком случае, перед самим собой", – уверен Валерий Савченко, директор института трансплантации мозга и молекулярной гематологии гематологического научного центра РАМН.

Уже известно, что после скандала правила приема в вузы претерпят существенные изменения. Теперь победители олимпиад и прочие льготники смогут использовать свою фору только в одном вузе. А Рособрнадзор разрабатывает систему по поиску "призраков" в списках абитуриентов. Фантомов система будет удалять автоматически, чтобы исключить возможность повторения подобных скандалов.

Впрочем, и до скандала со "Вторым медом" вряд ли кто-то сомневался, что подобные схемы могли действовать и в других вузах, но настолько масштабное мошенничество было выявлено впервые, и общество по-настоящему испугалось. Ведь если в списках обнаружено не два, и даже не пять процентов, а две трети абитуриентов-призраков, то это значит, что и в больницы в скором времени могли прийти призраки-врачи, в руках которых оказались бы жизни и здоровье миллионов россиян.