"Знакомьтесь – Орсон Уэллс". Книга о легенде мирового кинематографа

На русском языке впервые издана автобиография легенды мирового кинематографа Орсона Уэллса. В этом году исполняется 70 лет со дня премьеры его фильма "Гражданин Кейн". В 1941 году лента получила премию Оскар в номинации "Лучший сценарий".

На русском языке впервые издана автобиография легенды мирового кинематографа Орсона Уэллса. В этом году исполняется 70 лет со дня премьеры его фильма "Гражданин Кейн". В 1941 году лента получила премию Оскар в номинации "Лучший сценарий".

"Знакомьтесь – Орсон Уэллс". Книга о легенде мирового кинематографа впервые опубликована на русском языке. Ровно через 70 лет после премьеры "Гражданина Кейна" – фильма, с которым Уэллс вошел в историю. Биографии американского режиссера стали появляться еще при его жизни, обрастая сплетнями и слухами. В 1983 году он начал писать собственную книгу, но так и не успел ее напечатать. В конце 90-х разрозненные записи свел под одну обложку американский кинокритик Джонатан Розенбаум. Теперь книгу издали в России, где Орсона Уэллса успели подзабыть.

"С сожалением должен сказать, что нынешнему поколению даже студентов ВГИКа он известен в значительно меньшей степени, чем поколению советского времени, хотя фильмы его не демонстрировались в прокате", – рассказывает киновед Кирилл Разлогов.

Орсон Уэллс пишет в своей книге: "Не правда ли – странно, что вас так мало, а меня так много". Актер, режиссер, продюсер, сценарист, репортер, художник, писатель. Он играл на рояле и скрипке, знал наизусть всего Шекспира, учился у Гудини – "резал" пилой саму Марлен Дитрих. Мастерски имитировал голоса. В 19 лет основал собственный театр и сразу поставил "Макбета", где все роли отдал чернокожим актерам.

Через три года после скандала эксцентричный режиссер преподнес новый сюрприз – поставил на радио "Войну миров" Герберта Уэллса, перенеся действие в США 30-х.

"Те, кто пропустили первоначальное объявление о том, что это радиоинсценировка романа, всерьез поверили, что марсиане вторглись. Гениальность замысла состояла в том, что он точно имитировал радиорепортажи с места событий", – напоминает Кирилл Разлогов.

Молодой режиссер сразу стал знаменитостью. Его пригласили в Голливуд. Контракт – невиданный: Орсон Уэллс – режиссер, сценарист, продюсер и исполнитель главной роли. С правом последнего слова на монтаже. Первый его полнометражный фильм стал "лучшим фильмом всех времен" – по версии Американского института кинематографии. Восемь номинаций на Оскар и победа в категории "Лучший своеобразный сценарий".

Революционная по тем временам драматургия – "Гражданин Кейн" снят в жанре журналистского расследования. Новаторские технические приемы.

"Вот эта глубина резко изображаемого пространства возвращает зрителю свободу того, что он видит. То есть зритель сам вынужден выбирать между первым и задним планом, в то время как классический монтаж эйзенштейновского типа не давал ему такой возможности", – объясняет Кирилл Разлогов.

В фильме остросоциальный подтекст – коммерциализация СМИ. В образе вымышленного медиамагната Чарльза Фостера Кейна – король желтой прессы Уильям Хёрст, который потребовал уничтожить негативы. Получив отказ, натравил на Уэллса репортеров. В прокате "Гражданин Кейн" провалился со скандалом.

"Снимать ему не давали, и очень долго он не снимал. Он играл в кино проходные роли, небольшие, для того, чтобы заработать деньги на съемки фильмов. Это продолжалось год, съемки, еще год он играет – опять съемки", – говорит переводчик книги "Знакомьтесь – Орсон Уэллс" Сергей Ильин.

Так появились "Отелло" и "Фальстаф", удостоенные гран-при Каннских фестивалей 1952 и 1966 годов. "Процесс" – экранизация романа Кафки, которая получила приз французского общества кинокритиков.

Уэллс продолжает писать сценарии, снимается, выступает по телевидению, ведет колонки в газетах. Много размышляет о своем призвании. И начинает писать автобиографию: далекие от формализма, непосредственные, живые беседы о кино. Интервьюер – давний друг – актер, сценарист, режиссер Питер Богданович, чья лента "Последний киносеанс" в 1972 году получила Оскар и была признана национальным достоянием.

- Ты действительно считаешь Гриффита наилучшим во всей истории кино режиссером?
- "Наилучший" – не то слово. Во всем искусстве существует лишь несколько художников, которых можно назвать наилучшими, и это не вызовет никаких сомнений. Я могу вспомнить только двух – Моцарта и Шекспира… Еще Веласкес, на мой вкус. Но это уже можно оспорить.
- Что ты думаешь о Хичкоке? Ты как-то сказал, что он был первым режиссером, внушившим тебе желание снимать фильмы.
- Во многих его работах присутствует ледяная расчетливость, которая меня отталкивает. Он говорит, что не любит актеров, но временами мне начинает казаться, что он и людей-то любит не очень.

Уэллс рассказывает о переписке с Эйзенштейном. Высказывается о Феллини: "Это мальчик из провинции, который так и не добрался до Рима. И все еще мечтает о нем. Нам же следует быть очень благодарными ему за эти мечты". Дает характеристику Антониони.

"Он сказал: "Ну что такое Антониони? Женщина идет по аллее. Мы ее видим со спины в тумане, она идет и идет. И ты уже думаешь: ну она когда-нибудь куда-нибудь свернет? И тут она сворачивает! И мы еще 15 минут наблюдаем эту аллею. Это кино Антониони", – рассказывает переводчик Сергей Ильин.

Книга "Знакомьтесь – Орсон Уэллс" больше 10 лет ждала своих читателей. Выход этой книги в России – великодушный жест со стороны наследников мастера, которые передали права на издание безвозмездно. Только ради популяризации наследия Уэллса. Спустя 40 лет готовится предстать перед зрителями еще одна работа режиссера – "Другая сторона ветра". Из-за финансовых трудностей в 70-е лента так и не вышла в прокат. Закончить картину Уэллс поручил Питеру Богдановичу – соавтору по книге. После окончания реставрации фильм о режиссере, прообразом которого послужил Эрнест Хемингуэй, выйдет на экраны.