Юбилей Николая Губенко

Читайте нас в Telegram

Николай Губенко не считает, сколько времени и сил тратит на прием посетителей в Московской городской думе, где он занимает пост заместителя председателя. Режиссер и актер был депутатом Госдумы двух созывов, а до этого - последним министром культуры СССР. Он гордится тем, что, занимая этот пост менее двух лет, сумел добиться многого, например, увеличения жалования музейщикам.

Сейчас главные проблемы, которые беспокоят юбиляра - засорение русского языка жаргонизмами, сцены насилия в кино. По его мнению, цензура необходима. "Нечего этого стесняться. За это есть карательные меры в Англии, Франции. Есть аналоги! Возьмите, спишите этот закон и внедрите его… Но нет, начнется крик, начнется дискуссия о том, что это наступление на человеческие права", - считает он.

Николай Губенко родился в одесских катакомбах 17 августа 1941 года. Его отец погиб на фронте, так и не увидев сына, а маму замучили немцы, когда она отказалась с ними сотрудничать.

Его воспитало государство: сначала детский дом, затем спецшкола-интернат с преподаванием ряда предметов на английском языке. Образование было отличным, так что он и сейчас, отдыхая от дел, читает в подлиннике Голсуорси. Но самым главным в полуголодном детстве было чувство братства. Губенко счастливо улыбается, вспоминая своих учителей: "Потрясающая Елена Феофановна, преподавательница литературы. Их всех помнишь, потому что огни забрасывали в память, в душу то нежное, доброе семя, которого так не хватало всем, кто учился в этой школе - дети погибших во время войны".

Послевоенная эпоха, детский дом и его обитатели предстают в одном из лучших фильмов Губенко-режиссера "Подранки". Он был снят в 1977 году, участвовал в Каннах, был отмечен призами в Чикаго и Сантарене. Сценарий Губенко написал сам - лента наполовину автобиографична. Для того, чтобы выбрать маленьких актеров, он отсмотрел 13 тысяч претендентов-детдомовцев. Одна из ролей досталась девочке, и эти глаза режиссер искал особенно долго. Никто из актеров не хотел играть физрука, издевавшегося над сиротами, и блестящему актеру Губенко пришлось взять эту роль себе.

Он сыграл почти в полусотне фильмов и поставил как режиссер шесть картин, пять из которых - по собственным сценариям. Режиссер внимателен и к детям, и к пожилым людям, он ставит между ними знак равенства. Дань старшему поколению - картина "Пришел солдат с фронта", фильм "И жизнь, и слезы и любовь", где он снял тенора Козловского и актера Мартинсона, уже глубоких стариков.

Губенко никогда не брался за то, что не изучил досконально сам. В 1980 году он поехал в крымский санаторий по путевке, и после этого появилась лента "Из жизни отдыхающих". Порой перед съемками Николай Николаевич отправлялся в путешествие и, по сути, работал как сотрудник фольклорной экспедиции. Он просился на ночлег в крестьянские избы и записывал разговоры с хозяевами.

Его последняя по времени режиссерская работа в кино – "Запретная зона". Этот фильм основан на реальных событиях: в 1984 году смерч в Ивановской области унес жизни десятков людей. В картине участвовали 87 инвалидов, и самый тяжелый эпизод Губенко не может забыть до сих пор. "Я их разносил их по мизансцене на руках, укладывал. Оператор Паша Лебешев сидел на кране и снимал все это под страшным – несколько пожарных машин - дождем. Я их обливал дождем, люди мучились ради идеи, поскольку это требовало больших убеждений. И, к сожалению, все это оказалось в браке", - вспоминает он.

И Николай Губенко, и его жена, красавица Жанна Болотова, всегда получали приглашения от кинорежиссеров. Но для них важно: кого играть, какого героя? Поэтому после "перестройки" они стали отказываться от десятков ролей. "Ей предлагали сначала проститутку, потом барменш, потом – содержательниц притонов. А мне еще предлагали партноменклатурщиков играть, НКВДшников, палачей… Цыганских баронов предлагали! В 1992 году мне предложили сыграть цыганского барона за 50 тысяч долларов гонорара. Вы представляете 1992 год?", - рассказал юбиляр.

Работая в кино, Николай Губенко оставался актером единственного театра – Театра на Таганке. Когда в 1987 году его основатель Юрий Любимов вынужден был уехать за границу, Губенко по просьбам коллег становится главным режиссером. Он сохраняет коллектив и репертуар и искренне борется за возвращение Любимова на родину. "Я действительно ратовал, это была моя идиотская инициатива. Я видел, как ему тяжело за границей, я видел, как он мыкается и тыкается в поисках заработка. И все его мифа о всей его востребованности за границей – не более чем миф", - вспоминает Губенко.

Любимов вернулся, а театр раскололся на два. Николай Губенко уже почти 20 лет руководит "Содружеством актеров Таганки" и радуется последней премьере. В своем театре он поставил спектакль о войне "Четыре тоста за Победу". Сейчас актер готовится к поездке в Петербург . Там он играет в многосерийном телефильме, посвященном Михаилу Ломоносову.

Сегодня