Кинорежиссеру Алексею Учителю – 60

Кинорежиссер Алексей Учитель отмечает юбилей. Он родился в семье известного оператора и режиссёра-документалиста Ефима Учителя и пошел по стопам отца. Сейчас мастер работает над фильмом "Восьмерка" по еще неопубликованной книге Захара Прилепина.

Кинорежиссер Алексей Учитель отмечает юбилей. Он родился в семье известного оператора и режиссёра-документалиста Ефима Учителя и пошел по стопам отца. Сейчас мастер работает над фильмом "Восьмерка" по еще неопубликованной книге Захара Прилепина.

Обещает прогуляться. Тут же забывает и почти бежит по Арбату. Все как в жизни, даже если на камеру – это привычка документалиста. Интервью прерывается после каждого вопроса – звонит телефон. В свои 60 Алексей Учитель признается: отдыхать некогда. Снимает, преподает во ВГИКе, воспитывает сыновей.

"Младший закончил второй курс у Хотиненко. Делает первые работы свои, но не подпускает, не показывает, не советуется. Говорит: папа, ты ничего в кино не понимаешь", – рассказывает Алексей Учитель, режиссер, народный артист России.

Он мог бы стать футбольным тренером – мечтал с детства. Но пошел по стопам отца – фронтового оператора, режиссера-документалиста.

В 1988 году он легализовал русский рок, показав стране Цоя, Гребенщикова, Шевчука. Документальный "Рок" не просто фильм, который потом растащат по кадрам, – это свидетельство эпохи.

"Вот наши концертные номера, я помню, он сделал в таком контрасте – только белое и черное. И, наверное, это было очень точно, потому что мы были очень молоды и счастливы. И мы были вот такие черно-белые. Для нас существовало или тотальное зло, или тотальное добро", – вспоминает Юрий Шевчук, рок-музыкант, лидер группы ДДТ.

Не успев снять балерину Ольгу Спесивцеву при жизни, Алексей Учитель ставит первый игровой фильм в 1995 году – "Мания Жизели".

Как и тогда на его кастингах никаких очередей. Актеров ищет сам. Желательно – неизвестных, известными их сделает он. Даже утвердив на роль, может вдруг передумать.

"Я считаю, что если режиссер не сомневается, то дело его плохо. Я больше всего боюсь повторить самого себя. Я прямо с ужасом жду этого момента. Потому что, как только это случится, значит, опять надо финишировать", – объясняет Алексей Учитель, режиссер, народный артист России.

Своих героев он любит испытывать, держать на грани. И тогда друзья стреляют друг в друга, как в "Пленном". Между русской и немкой герой выбирает немку, когда на дворе 1945 год, как в "Крае". Для фильма, в этом году претендовавшего на "Оскар", Учитель даже в массовку подбирал каждое лицо. Снимал 8 месяцев, без выходных, почти круглыми сутками.

"Вот массовка, 25 градусов мороза. Я говорю: слушайте, ну, как же так? Вы приезжаете к 6 вечера, в 6 утра мы заканчиваем. Вы же должны идти на работу. Они посмотрели на меня: Алексей Ефимович, вот за те деньги, что нам платят, мы почти все купили бюллетень", – вспоминает – Алексей Учитель.
За небольшое опоздание он может отчитать, за появление в нетрезвом виде однажды уволил одного из главных актеров. Сценарий просит переписывать бесконечно, одну сцену снимает с 30-го дубля. Рекорд в фильме "Космос как предчувствие" поставил Евгений Миронов.

"Все снять с меня – кожу, все реакции на все события. Подробно, тщательно, нудно, я бы сказал. Но в этом большой результат", – поясняет Евгений Миронов, актер, народный артист России.

Сейчас у Учителя новый проект – фильм под рабочим названием "Восьмерка" по новой, еще не опубликованной повести Захара Прилепина.