Израиль: градус социального протеста достиг максимума

В Израиле прошел "Марш миллиона" – массовая акция за социальную справедливость. Сотни тысяч человек вышли на улицы крупнейших городов – Тель-Авива, Иерусалима, Хайфы. Это едва ли не самая крупная акция протеста в истории страны – кульминация шествий, которые в Израиле проходят уже несколько месяцев.

В Израиле прошел "Марш миллиона" – массовая акция за социальную справедливость. Сотни тысяч человек вышли на улицы крупнейших городов – Тель-Авива, Иерусалима, Хайфы. Это едва ли не самая крупная акция протеста в истории страны – кульминация шествий, которые в Израиле проходят уже несколько месяцев.

Последний и решающий по замыслу организаторов митинг должен был поднять градус социального протеста до максимума. "Поджарим Нетаньяху на огне народного гнева", – скандируют активисты. Вообще с премьером участники "Марша миллионов" не церемонились. Вот его маску катят в потребительской корзине под крики "дорогу Цезарю". "У Биби (уменьшительное имя премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху) три квартиры, одна из них могла бы быть моей", – кричат молодые активисты левых партий. "Страна больна на всю голову. Таблетки не помогут. Голову надо менять", – написано на одном из плакатов.

"Это правительство живет в отдельном мире. Ему не интересны наши проблемы, перечислять которые можно до утра", – говорит Арье Гилат, активист протестной компании.

Перечисляли полтора месяца. Матери с младенцами, блокирующие центральные бульвары, – против дороговизны детских садов. Перекрывающие улицы таксисты – против заоблачных цен на бензин. Молодежь, прорывающая полицейские кордоны у здания кнессита, – против низких зарплат, растущих цен, буксующих социальных лифтов. Все – против критического скачка цен на жилье, сделавшегося недоступным для среднего израильтянина.

"Мы снимаем квартиру, платим за детский сад. Все. Каждый месяц у меня и у моей жены, а мы оба работаем, минус на банковском счете", – заявил Том Шардив, участник митинга.

На картонной коробке, имитирующей противоракетную систему, надпись: "Нет безопасности без социальной справедливости, она железный купол для государства".

"А кто идет? Страна социальной справедливости", – скандируют люди, вышедшие сегодня на улицы Тель-Авива и еще дюжины израильских городов. Миллион, о котором говорили организаторы акции, похоже, состоялся.

Полные гражданского пафоса пенсионеры, замотанные на нескольких работах отцы семейств, инвалиды, нашедшие в себе силы выйти на площадь, студенты, раскалившие накануне до бела социальные сети, даже представители русской улицы Израиля, коих до поры считали равнодушными к чужим бедам сторонниками Нетаньяху. Организаторам удалось вывести на улицы практически весь Израиль, за исключением разве что воинственных поселенцев и ультрарелигиозных ортодоксов.

"Это правительство кормит только своих. Наши налоги идут на содержание тех ортодоксов, кто не работает, или на поселенцев, которых приходится охранять за наш счет", – говорит Рони Зант, музыкант.

"Хотим справедливости. Высокие налоги для богатых, а не для бедных", – заявляет Нир Сальзман, студент.

Работающий и учащийся Израиль требует перемен, требует упорно и настойчиво, избрав для самого мощного в истории страны митинга социального протеста Кекар Медина, площадь самых дорогих бутиков в Тель-Авиве. Те, кто еще помнит ленинское определение революционной ситуации, сказали бы, что "верхи не могут, а низы не хотят". Но это свое несогласие они выражают уже не по-большевистски, а цивилизованно, без рукопашной, камнеметания и битья магазинных витрин, чьи цены пусть даже не доступны большинству из вышедших на площадь.