Опера в Казанском кремле: историческая драма исполнялась в естественных декорациях

В Казанском кремле, как семь веков назад, сошлись в битве монгольские и булгарские войны. Это не реконструкция боевых действий, а уникальная постановка оперы на татарском языке. Историческая драма впервые исполнялась в естественных декорациях.

В Казанском кремле, как семь веков назад, сошлись в битве монгольские и булгарские войны. Это не реконструкция боевых действий, а уникальная постановка оперы на татарском языке. Историческая драма впервые исполнялась в естественных декорациях. Спектакль прошел в рамках международного фестиваля "Казанская осень".

Когда воины монгольской орды занимают Казанский кремль и нацеливают тетиву в сторону зрителей, площадь у крепостных стен, буквально, переносится во времени в 13-й век. Чтобы добиться максимального погружения публики в действие оперы, режиссерам пришлось организовать театр прямо на улице. Но воспроизвести театральную акустику при порывистом ветре, когда звук постоянно меняет траекторию, просто невозможно. Актёрам и вокалистам пришлось использовать микрофоны. Произведение зазвучало по-новому.

"Ходили, слушали, делали акустические репетиции. Это место – оно самое оптимальное и визуально и акустически. Это закрытый пушечный двор", – рассказывает заслуженный артист России, руководитель государственного симфонического оркестра Татарстана Александр Сладковский.

Музыканты государственного симфонического оркестра на улице выступают впервые. Многие из них в солнечных очках, на случай непогоды вместе с партитурой кто-то принес зонты. Непримиримых врагов на сцене – защитников своего народа и ханских воинов – гримируют одновременно прямо у кремлёвских стен. В уличных условиях без специальных осветительных приборов грима актёрам требуется в разы больше.

Опера “Алтынчеч” – это историческая эпическая драма, основанная на реальных событиях, происходивших семь столетий назад. Именно Казань, самый западный форпост государства Волжская Булгария, стала последней крепостью, захваченной монгольской ордой, где булгары – этнические предки казанских татар – до последнего воина держали оборону стен, которые в опере стали естественными декорациями.

Ханские войска берут в плен горожан и местную красавицу Алтынчеч, в переводе на русский язык – Златовласка. В сказке, впервые поставленной в 1941 году, конечно же, счастливый конец: вопреки реальной истории по сюжету булгары освобождаются от монгольского завоевания.

"Мы хотели здесь и конные войска задействовать, и очень мощные бои. Но пока мы это делаем в пределах вот такого театрального формата", – рассказывает режиссёр-постановщик оперы "Алтынчеч" Рустам Фаткуллин.

В постановке трёхчасовой оперы задействовано более 350 человек. Среди актёров и музыкантов впервые рекордное количество дебютантов – студентов казанской консерватории и музыкального колледжа. Первый опыт постановки произведения в формате open air казанская аудитория признала удачным.