Борьба с пробками: бельгийский опыт

Бельгийские власти по-новому будут решать проблему автомобильных пробок. В основе новой системы материальная заинтересованность водителей. Так, маршрут, проходящий через город, для них станет дороже, чем поездка по шоссе.

Компания IBM опубликовала очередной рейтинг двадцати самых неблагоприятных для водителей мегаполисов мира. По плотности движения Москва за год опустилась с четвертого на восьмое место, а неизменным лидером остается Мехико. На второй строчке – корейский Шэньчжэнь, а тройку лидеров замыкает Пекин. Тем временем, бельгийские власти будут решать проблему автомобильных пробок по-новому. В основе новой системы материальная заинтересованность водителей. Так, маршрут, проходящий через город, для них станет дороже, чем поездка по шоссе.

Плату за то, чтобы не стоять в пробках, в Бельгии предлагают переложить на автомобилистов. В стране начинают опробовать новую систему интеллектуальных дорожных сборов: в машины добровольцев устанавливают счетчики, снабженные навигацией. В итоге каждый – сам себе таксист: сколько проехал на своей собственной машине, столько и заплатил из своего же кошелька. Руководитель проекта Фридл Мартенс пояснила: "В Бельгии по 135 километров пробок на шоссе каждое утро, во время часа пик. Средняя скорость в них – 10 километров в час. На дорогах местного назначения пробки в четыре раза длиннее. Если мы ничего не будем делать, то к 2020 году число заторов удвоится".

Идея платить за километры звучит как наказание для владельцев автомобилей, но разработчики новой технологии уверяют, что многим водителям такая модель позволит сэкономить. Автовладелец Иво Ван Хоребек рассказал: "Тариф зависит о того, по какой дороге я еду. Если это шоссе, то цена ниже, в городе же она выше, чтобы избавить узкие улицы от пробок. Цена зависит и от времени: в час пик ездить дороже, чем в другое время".

Еще один коэффициент зависит от типа автомобиля: чем меньше шума и выхлопных газов от двигателя, тем меньше итоговая цена. За базовый тариф разработчики взяли ежегодный налог, который в Бельгии платят все владельцы автомобилей. Именно его и думают заменить новой схемой: Разумное пользование дорогами позволит рачительным автовладельцам платить меньше, а для остальных сбор всего лишь останется прежним. "Исследования показывают, что 70 процентов людей действительно меняют свой стиль вождения, когда появляется финансовый стимул. В среднем это позволяет сэкономить около 16 процентов расходов на вождение. Но решение все равно остается за водителем", – уточнила Фридл Мартенс.

За время небольшого теста съемочная группа ВГТРК проехала на автомобиле со счетчиком 16 километров по разным типам дорог. Система выставила счет – 38 евроцентов. Пока оплачивать его не надо, это всего лишь эксперимент, но уже через два года платить за километраж в Бельгии обяжут водителей грузовиков, а позже, и это не исключено, очередь дойдет и до рядовых автомобилистов.

Создатели новой системы рассчитывают, что она будет поощрять людей пересаживаться на электромобили, для которых сейчас самые низкие дешевые расценки. Если вы не заправляете машину бензином, то цена составит всего половину евроцента за километр, что в пересчете на рубли составляет 20 копеек.