В Мурманске испытывают глубоководного спасателя

Проложить кабель по дну, обезвредить мину и помочь в спасении затонувшей подлодки – это далеко не полный список возможностей нового глубоководного робота. Его испытания проходят в Мурманске, на базе Северного флота. Управляется аппарат дистанционно – с корабля.

Проложить кабель по дну, обезвредить мину и помочь в спасении затонувшей подлодки – это далеко не полный список возможностей нового глубоководного робота. Его испытания проходят в Мурманске, на базе Северного флота. Управляется аппарат дистанционно – с корабля.

На палубе 500-килограмовый робот кажется неповоротливым и громоздким. Но стоит ему оказаться в воде, и он легко набирает скорость, преодолевая сильное течение. Благодаря 8 горизонтальным и 2 вертикальным винтам легко маневрирует на небольшом участке дна.

Его механические манипуляторы настолько чувствительны, что способны вязать из канатов узлы под километровой толщей воды. На запредельных глубинах, куда не смогут спуститься водолазы , этот подводный аппарат может работать неделями без перерывов.

"У нас есть дисковая пила, для обреза тросов, тросорез – чтобы перекусывать стальные провода до 32 миллиметров диаметром, оказывать помощь объектам находящимся под водой", – рассказывает инженер группы подводно-технических работ.

Для этого робота нет неразрешимых задач, будь то прокладка морского кабеля или обезвреживание мин. Установленные на нем сонары и сенсоры найдут иголку в толще ила. Мощные прожекторы позволяют работать в полной темноте, а сверхчувствительные камеры передают на поверхность видео отличного качества.

Дизель-генератор, пост управления и непосредственно сам подводный робот – это всего лишь часть уникального поисково-спасательного комплекса. В него также входит специальный грузовой автомобиль и автокран. В случае необходимости все это можно погрузить на самолет и в кратчайшие сроки доставить в любую точку мира.

Охота на морскую звезду – практика для оператора, управляющего аппаратом. Мощные механические щупальца аккуратно поднимают обитателя морских глубин. Эти навыки должны пригодится в реальной ситуации. В случае аварии подводной лодки глубоководный робот первым придет на помощь.

"В отсеки, в которых остались подводники, можно подсоединить специальные трубопроводы, чтобы подать им необходимый воздух, вентилировать эти отсеки , можно передать специальные грузы – еду, медикаменты , снаряжение для их самостоятельного выхода", – говорит командир аварийно-спасательной партии.

На Северном флоте это не единственный, но на сегодня самый многофункциональный глубоководный аппарат. В спасательных операциях еще не применяли – не было необходимости. Пока идут тренировки. Но, по отзывам моряков, благодаря такой современной технике шансы на спасения подводников выросли многократно.