Война с бандподпольем продолжается

События 11 сентября изменили мир. Изменилась и Америка. В том числе ее отношение к террористическому подполью на Кавказе. Сегодня за поимку Доку Умарова Вашингтон по-прежнему предлагает награду. Как в Чечне подавили террор? И где Рамзан Кадыров хранит личное оружие уничтоженных лидеров боевиков?

События 11 сентября изменили мир. Изменилась и Америка. В том числе ее отношение к террористическому подполью на Кавказе. Сегодня за поимку Доку Умарова Вашингтон по-прежнему предлагает награду. Как в Чечне подавили террор? И где Рамзан Кадыров хранит личное оружие уничтоженных лидеров боевиков?

"Написано "Читигов", чтобы знать, что это его пистолет. И он организовал теракты в республике. Этот пистолет, если он остался бы у него на руках, он бы, если был бы жив, то много крови пролито было бы", – говорит глава Чеченской республики Рамзан Кадыров.

К этому пистолету у главы Чеченской республики особое отношение. Трофеи борьбы, которую начал еще его отец, теперь никогда не выстрелят. Не самым значимым, но, очевидно, самым заметным трофеем является вот этот "Стечкин", инкрустированный золотом и бриллиантами. На рукоятке – герб Ичкерии, на стволе дарственная надпись: "командующему северо-западным фронтом Вахи Арсанову". Подпись: "президент Джохар Дудаев". Дата: "декабрь 1995 года".

"Во времена Ичкерии стал вице-президентом, такой был организатор всех похищений, нефть, людей, стал поддерживать и направление ваххабизма", – говорит Рамзан Кадыров.

Пистолет и часы арабского наемника Абу Хавса. Уничтожен в ходе спецоперации. Методы и тактика борьбы с боевиками, рассказывает лично участвовавший во многих спецоперациях Кадыров, постоянно меняются. При этом подчеркивает, цель у этой работы – всегда одна.

"Каждому человеку должно быть безопасно ходить там, он должен спокойно чувствовать в лесу, в горах, везде", – объясняет Рамзан Кадыров.

Горная дорога на границе Шатойского и Итум-Калинского районов. Как и эти вековые башни, здание КПП сложено из камней, собранных в Аргунском ущелье. Последний перед приграничной зоной пост. На стенах – фотографии тех, кого здесь ищут с особым пристрастием. Возможные смертницы, главари бандподполья: Доку Умаров, Тархан Газиев.

Красным фломастером перечеркнуто фото Осема Касумова. Ближайшего к Газиеву боевика, обладателя красноречивых кличек "Бен Ладен" и "Палач", уничтожили в конце лета на границе с Ингушетией. Над единственным узким окошком – ориентировка на розыск оружия, пропавшего во время недавнего теракта в Грозном.

Фиксируется каждый поднимающийся в горы человек, каждый автомобиль. Даже в рыночные дни, когда машины идут в сторону Итум-Кале потоком.

"Кто заехал, в какое время заехал, откуда, куда он следовал, в какой путь, с какой целью. Если ФСБ запросит какие-то данные, мы можем передать все, что они хотят", – говорит командир роты патрульно-постовой службы Ибрагим Такаев.

Группу спецназа, уходящую в леса, инструктирует герой России. Это звание полковник полиции Вахид Усмаев получил за уничтожение арабского наемника Ясира.

Трое суток проведет эта группа в хорошо замаскированных укрытиях. Вместе с автоматами, пулеметами, гранатометами – снайперские винтовки. В вещмешке у каждого, помимо боеприпасов, – около 20-ти килограммов груза.

"В первую очередь вода, коврик, спальный мешок внутри, желательно продукты быстрого приготовления, тушенка и что-нибудь сладкое для поддержания глюкозы", – говорит член группы.

В этом боевом подразделении происшествием считается не только нечищенное оружие, но и наличие табака среди провизии. Рейды и спецоперации начинаются, как правило, только после получения и проверки конкретных данных.

"Собираем информацию. И есть агенты неофициальные, так расплачиваемся с ними. Без агентуры очень сложно было бы", – говорит герой России, командир полка полиции специального назначения им. Ахмата Кадырова Вахид Усмаев.

Колонна из разных машин без опознавательных знаков, чтобы не привлекать внимания, въезжает в лесной массив в предгорьях Курчалоевского района днем.

Теперь, соблюдая маскировку и двигаясь "след в след", бойцам предстоит преодолеть еще около десяти километров. Засаду организуют в заранее определенном месте. Там, где по оперативным данным, появление боевиков наиболее вероятно.

Пока это подразделение на задании, остальные на тренировке. Силовой подготовке уделяют не меньшее внимание, чем стрельбе.