Реставраторы по кусочкам восстанавливают драгоценную карту СССР

В янтарной мастерской реставрируют самую большую в мире карту из драгоценных камней. На панно "Индустрия социализма" ушло 4,5 тысячи драгоценных и полудрагоценных камней. Его собирали 700 мастеров для Всемирной выставки в Нью-Йорке в 1939 году.

В янтарной мастерской реставрируют самую большую в мире карту из драгоценных камней. На панно "Индустрия социализма" ушло 4,5 тысячи драгоценных и полудрагоценных камней. Панно собирали 700 мастеров для Всемирной выставки в Нью-Йорке в 1939 году. Панно изготовлено в технике флорентийской мозаики, а его вес – три тонны.

Ленинград александритовый, Москва рубиновая, а Северный полюс – чистый бриллиант. Ничего подобного не существует в мире до сих пор. Это создавалось в эпоху пятилеток – драгоценный паззл собирали в общей сложности 700 человек. Карта из самоцветов площадью почти 30 квадратных метров должна была произвести фурор на Всемирной выставке 1939 года в Нью-Йорке. Так и вышло. Но уже год спустя Советский Союз начал разрушаться. Подвела основа из текстолита – материал был передовой, но крайне ненадежный.

Девяносто секций, для каждой – собственный ящик, обитый мягкой тканью. В таком виде карта ездила на выставку, а теперь отправляется на реставрацию. В очереди на ремонт – Чукотка, Камчатка и Заполярье. Очень вовремя: они уже начали терять условные обозначения. Отвалившиеся изумруды, которыми были отмечены предприятия лесной промышленности, и алмазы – ими был выложен маршрут экспедиции Папанина – сотрудники музея бережно складывают в мешок.

"Хоть она и перевозилась, и хранилась в сейфах, абсолютно ничего не пропало. Случай в наше время удивительный, но это факт", – говорит директор ВСЕГЕИ им. Карпинского Олег Петров.

Тем временем в Царском селе, в знаменитой янтарной мастерской, резчик Александр Харламов снимает скальпелем рубиновые звезды – ими на карте обозначали административные центры. Каждую он начистит зубным порошком. А саму карту, где горы – яшма, а моря – лазурит – отполирует. Текстолитовую основу заменит итальянским сланцем.

"Слабые места этого материала – его сгибает и выгибает в разные стороны. 3десь середина выпучена, края опущены, а в прошлом было наоборот – края поднимались", – объясняет резчик по камню Александр Харламов.

После реставрации каждый фрагмент карты станет тяжелее на 7 килограммов. Но в целом это только облегчит музейное содержание уникального панно.
Тем временем в Большом зале музея Всероссийского геологического института возвращают на место Сибирь. Самое сложное – совместить железные дороги. Фрагменты заменяют по одному в течение последних пяти лет и в следующем году реставрацию, скорее всего, завершат. После чего карта, как и семьдесят лет назад, отправится на выставку в Америку. Теперь панно "Индустрия социализма" будет отражать не достижения промышленности, а успехи реставраторов. Есть у нее и научные перспективы: для создания карты были использованы алмазы из месторождений, которых уже нет – это были первые камни из тех, что нашли в Советском союзе. Кстати, институт реставрирует минеральную карту на свои средства. В принципе, она одна может заменить едва ли не половину экспозиции геологического музея.