Ответный ход. Специальный репортаж А.Сладкова

В 81-м на экраны вышел советский военный боевик "Ответный ход", в котором морские пехотинцы работали на учениях вместе с десантниками. Так вот в действительности термин "воздушно-морская операция" в документах военных появился в 85-м. А на практике этот план реализовали только в сентябре 2011-го.

В 81-м году на экраны вышел советский военный боевик "Ответный ход", в котором морские пехотинцы работали на учениях вместе с десантниками. Так вот в действительности термин "воздушно-морская операция" в документах военных появился в 85-м. А на практике этот план реализовали только в сентябре 2011-го.

Первые кадры боевика. Гордость и краса Вооруженных сил СССР – десантники и морская пехота. Главная интрига фильма – кто из них окажется удачливее сильнее? По сценарию черные и голубые береты выполняют одну задачу, плечом к плечу, в сводном отряде. Но при этом и состязаются друг с другом.

А это – нынешний сентябрь. Наша съемочная группа продвигается к одной из точек учений. Двадцать километров по камням. Тридцать лет спустя мы тоже пытаемся выяснить, кто лучше покажет себя на учениях – черные или голубые береты.

- Морпехи?
- Да!!!
- Ах, красавцы!

Вот вам внешний вид… Одно дело на параде или в кино, другое здесь – на марше в тридцатиградусную жару! На берегу – загрузка людей и техники в большой десантный корабль. Каждый механик загоняет свою машину задним ходом, вслепую! Им руководит уже командир следующей БМП, сидящий лицом к корме. Эквилибристы! Служат все не более полугода. Молодежь! Но видно, как они стараются, держат марку!

- Разработан замысел проведения учений. Безусловно, есть сторона противника, мы этот вопрос развиваем. Изучаем тактику действий наших товарищей, наших друзей… Как во всем мире, идет анализ. Соответственно и готовим", – рассказывает начальник береговых войск Черноморского флота России Александр Остриков.
- Товарищей и друзей в кавычках?
- Ну, безусловно.

А вот такого оружия в советские времена мы не имели! Батюшки! И они не просто наблюдатели! Одни готовятся к действиям на земле. Двое – к высадке с морпехами, двое – на парашютах с десантурой! Выкатили свой походный алтарь на площадку. Устанавливают рядом с другими образцами боевой техники.

- Всё! Десять минут, и храм готов! Полностью готов к совершению богослужения. Слава Богу и ВДВ! – восклицает отец Михаил Васильев, настоятель патриарших подворий при штабе РВСН и штабе ВДВ.

Застрельщик, как всегда, отец Михаил – батюшка ВДВ. Почти половина участников учений посещали богослужения. Это не политзанятия. Добровольно!

- Мы заходим в кинобудку с вами. Там есть ресивер. Все, что необходимо для подзвучки. Здесь же у нас хранятся облачения. В этих шкафах – иконы, крестики. Все необходимое. Вот уголь, например, который должен храниться в специальном сухом помещении. Без серьезной влажности, чтоб работал. Здесь же есть окошечко, через которое мы показываем фильмы. То есть условно – кинобудка и понамарка в одном флаконе. Очень удобно. И, соответственно, весь запас крестиков и икон из расчета на дивизию военнослужащих здесь хранится, – рассказывает священник.

Аэродром "Крымский". Сентябрь этого года. Рассказывая об учениях ВДВ, забывать про авиацию нельзя. Нам объясняют: десантировать технику – искусство. Едва машина сходит с рампы – самолет подпрыгивает в воздухе на тридцать метров! А за ней – вторая машина! По три БМД нынче редко загружают. Соответствующая квалификация пилотов нужна.

Но это не значит, что людей бросать легче! Рота выскакивает из самолета за полминуты! А держать машину нужно при этом на одной скорости, чтобы десант не растерло по фюзеляжу. Как морпехи без кораблей, десантники без самолетов – обычная пехота.

На площадке показа техники ждут прибытия командующего ВДВ России Владимира Шаманова.

- Здорово! Хоть иногда встречаемся не на войне! – приветствует собравшихся Шаманов. – Да, Виктор Германович? А встречаемся иногда и в мирной обстановке, – говорит он, обращаясь уже к Казанцеву.

Виктор Германович Казанцев, еще недавно генерал-полковник, – ветеран вооруженных сил России. Перекидываемся фразами о реформе, о тоске по армии…

- Профессиональная нужна армия, чтоб по контракту были военнослужащие. Это правильно. Это надо делать. Сейчас надо брать не числом, а умением. Это старая и мудрая суворовская поговорка, – утверждает Казанцев.
- Ну а так, хочется покомандовать?
- Еще как хочется!

Есть желание покомандовать! В советском боевике военного корреспондента играет легендарный Михаил Лещинский. Фактически играет самого себя.
Вот такая система управления войсками. Киношная, но близкая к той реальности.

А вот тридцать лет спустя… Репортерам впервые показывают новый вариант управления войсками. В пехоте и на флоте пока такого нет. Только у ВДВ. Командующий теперь может управлять своими подчиненными в режиме реального времени. Вплоть до отдельных машин.

- До экипажа! – поправляет начальник оперативного управления ВДВ России Александр Беляков
- Вот сейчас можно с комбатом связаться?
- С комбатом сейчас нет. С командиром полка – пожалуйста!

Действительно! Нам показывают: вот, пожалуйста, командир полка.

Первый молебен. Батюшки…

Их давно уже должны были принять на службу в каждую бригаду. По распоряжениям патриарха и президента. Но реально в войсках сегодня лишь девять штатных священнослужителей. Шесть батюшек за границей, на наших базах, двое в России, и один мулла в Ростове. Все! Одна из причин – на руководство батюшками претендуют бывшие политработники. В РПЦ с этим не согласны.

А эти необычные съемки сделаны камерой, прикрепленной к каске одного из солдат-десантников. Пару секунд смотрим, что делает в ожидании команды "Вперед!" экипаж БМД. Подтверждение слов руководства: внутри – новая аппаратура. Монитор, на котором информация, касающаяся воюющих в этой машине солдат.

Подготовка к десантированию посадочным способом. Опять в поле активно действуют солдаты, в штабах – генералы, офицеры. Если сравнить с опытом Второй мировой войны, то тогда были и партизаны. А что, в Белоруссии они в подобных учениях участвуют! Нет МВД, ФСБ. Нет представителей краевой и районной власти. Военные традиционно действуют сами по себе.

- Нами не предусматривалось применение полиции здесь. Но представитель полиции здесь находился, здесь также находился представитель пограничных войск, но в качестве наблюдателей, – говорит заместитель командующего ВДВ России Андрей Холзаков.

Вот и активная фаза! Большой десантный корабль высаживает роту морской пехоты. Одновременно на их же направлении приземляется десант. Наводя в тылу врага панику, захватывая штабы, склады и коммуникации, морпехи берут под контроль плацдарм. Расширяют его, двигаясь навстречу ВДВ. Поднимаются пешком на приморские сопки. Времени для совершения всего маневра – двадцать пять минут.

Стреляет легкий танк – называется "Спрут". Это десантники атакуют, форсируя водную преграду на правом фланге. Про этот "Спрут" еще говорят "большая снайперская винтовка". По отдельным людям попадает с двух километров. Как в копейку. Боевые машины десанта идут, как корабли.

А это учения глазами рядового бойца. Это не кино. Ведется огонь боевыми патронами. Из автоматов, из БМД. Гранатометы, огнеметы – все вокруг настоящее.

А вот вам картинка с наблюдательного пункта. Война, да и только! Есть что-то завораживающее в таком представлении на условном театре военных действий…

Да, что касается интриги. Кто же сильнее – десантники или морпехи? Разве мы позволим себе сравнивать! Да и летчиков наших, артиллеристов! Каждый на своем месте неповторим!

Главное – не в схожести замысла учений с сюжетом известного фильма, а в том, что все, о чем говорили в начале военной реформы, постепенно превращается в реальность и реализуется на полигоне.