Тема:

Новые границы Москвы 29 месяцев назад

Эксперт: Москву расширяют "импровизированно"

Читайте нас в Telegram

19 сентября в прессе появилось мнение группы экспертов и представителей общественности о направлении расширения Москвы. Заявлено, что лучше было бы присоединить к столице южные, а не юго-западные территории Подмосковья. Такая позиция выработана на заседании "круглого стола". Его участники считают, что следует все-таки провести публичную дискуссию по этой теме. Данную тему прокомментировал участник "круглого стола", политолог, президент фонда "Петербургская политика" Михаил Виноградов в эфире радио "Вести ФМ".

- Михаил Юрьевич, почему юг лучше юго-запада?

Виноградов: Не хватает дискуссий, а надо сравнивать аргументы: смотрите, железная дорога в направлении Домодедово есть, а на юго-западе придется строить. Аэропорт Домодедово - 42 процента, Внуково - 20 процентов. Вывод предприятий из Москвы: на юго-западе земель нет, на юге есть территории, в том числе, вдоль железных дорог, что тоже очень важно для предприятий. Социальные объекты: в Подмосковье на юго-западе придется строить, скорее всего, в силу "перенарезки" районов, на юге - если район войдет полностью в Москву, то школы, больницы просто перейдут в систему города.

- Михаил Юрьевич, но ведь, наверное, сразу возникает логичное возражение: те люди, которые выбирали юго-запад, и уже опубликовали некую карту, тоже все подсчитывали, думали, сравнивали объекты, инфраструктуру и так далее?

Виноградов: Возможно. Больше того, на некоторый взгляд, кажется, что юго-запад интереснее, потому что юго-запад Москвы более цивилизованно выглядит, нежели юг. Но не хватает именно подробной дискуссии, подробного сопоставления и сравнения, потому что проект расширения Москвы готовился достаточно импровизированно, и у экспертов возникают вполне серьезные возражения. К примеру, взять хотя бы энергосистему: для того, чтобы на юго-западе обеспечить электроэнергией необходимо 6 миллиардов долларов, а чтобы на юге - порядка 100 миллионов долларов. Есть смысл цифры посопоставлять, а не просто продвигать конкретно одно направление. В свое время была дискуссия про северо-западное направление, где вроде бы строится скоростная магистраль Москва-Петербург. То есть, почему именно юго-запад, хорошо бы объяснить в сопоставлении с другими проектами.

- А как вы прокомментируете мнения тех людей, которые говорят, что юг лучше, чем юго-запад только лишь потому, что области выгоднее отдать юг, чем наиболее богатый юго-запад? Там крупные налогоплательщики: "Мострансгаз", "Межрегионгаз". Об этом сегодня и в прессе говорится. Областная дума, областное правительство, наверняка, не очень рады отдавать такого налогоплательщика в городской бюджет?

Виноградов: Это естественно, что если дискуссии возникают, и появляется много игроков. Понятно, что у Московской области есть свои интересы, хотя я думаю, что Московской области сейчас не до этого, она смирится с любым решением, которое будет принято. Но, собственно, хотелось бы эти вещи обсчитать, посмотреть, что выгоднее для налогоплательщиков, каковы страхи на юге, на юго-западе у населения. Мы знаем, что люди неоднозначно эти проекты воспринимают. И уже потом по итогам экспертной проработки принимать окончательные решения, а не выдавать некую импровизацию как заведомо абсолютно лучшее решение.

Сегодня