Дом на набережной стал площадкой для квартирника

В пятницу открывается самый главный проект современного искусства – 4-ая Московская биеннале. Среди полусотни выставок и фестивалей числится спецпроект в знаменитом Доме на Набережной, названный "Gute Aussichten. Хорошие перспективы". Кураторами проекта стали Петер Вайбель и атташе по культуре Австрии и директора Австрийского культурного форума в Москве Симон Мраз.

"Я хочу рассказать о том, как в первый раз приехал в Россию. Я прочитал про проект "Монстрация" в Новосибирске и очень захотел в… тайгу. Уже собрался чемодан, написал в Новосибирск письмо с просьбой принять в тайге. А мне ответили, что тайга в России, конечно, есть, но она чуть дальше" – австрийский художник Лукас Пуш громко смеется над собой. – "Тогда я придумал передвижную выставку: мы взяли картины и ходили с ними по улицам Новосибирска. Потом купили гараж, и мы с Константином Скотниковым устроили в нем Центр современного искусства". Лукас хорошо говорит по-русски и рад каждому, кто заходит в квартиру 33 Дома на Набережной поведать о своих приключениях и об искусстве. Лукас – один из участников выставки "Gute Aussichten. Хорошие перспективы".

На этой площадке экспозиция расположилась не случайно. Во-первых, ее организаторам был важен культурно-исторический подтекст. Дом на набережной был построен в 1928-1931 годах по проекту архитектора Бориса Иофана для членов правительства, высокопоставленных партийных чиновников, а также выдающиеся писателей, музыкантов и актеров. Но уже буквально пару лет спустя, во время сталинских чисток, около 250 жильцов дома были объявлены "предателями" и "врагами народа". Большинство впоследствии были расстреляны. Так что Дом - символ великой мечты и, одновременно, великого страха.
Во-вторых, квартирная выставка, типичная российская история. Есть и еще третья причина, почему Gute Aussichten. Хорошие перспективы" открылась здесь. О ней поведал куратор и руководитель проекта атташе по культуре Австрии Симон Мраз, с которым мы встретились накануне открытия:

- Мне показалось, что это очень просто организовать, поскольку это моя квартира. У меня есть австрийский культурный институт, но места, кроме офиса в посольстве, нет. Мы провели одну большую выставку "Австрия, давай!" в музее архитектуры Щусева, но очень часто делать крупные проекты мы не в состоянии. А я обязательно хотел провести еще одну выставку в этом году. И, когда я услышал, что Петер Вайбель назначен куратором основного проекта Московской биеннале "Переписывая миры", я подумал - вот шанс представить на ней австрийский проект. А, поскольку я лично очень интересуюсь российским искусством, то мне показалось уместным объединить в нем и австрийских и российских художников.

Когда идея была утверждена, встал вопрос бюджета, которого у меня нет. И тогда я подумал, что могу устроить выставку в квартире, которую для меня снимает австрийское посольство. Тем более, что я уже знал о российской традиции устраивать квартирные выставки. По мне, так это больше шутка – иностранец занимается квартирником, потому что такой формат – это героизм. Но чем дольше я думал об этом, тем больше мне нравилась эта идея. Тем более, что меня все поддержали, и теперь моя квартира превратилась в…

Тут Симон не выдерживает собственного серьезного тона и начинает смеяться, обводя взглядом полную разруху: "Ремонт мне понадобится, когда все закончится".

Что ремонт понадобится, сомнений нет. В кухне был приготовлен (Симоном же) последний обед, теперь ее оккупировала художница Катрин Хорнек. В столовой расположилась инсталляция Александры Сухаревой. В спальне поселились сразу три художника. Конечно, не они сами, а их работы. Но спать под бьющими наотмашь портретами ветеранов войны от Евгения Иванова невозможно, как и под едкой сатирой на современную буржуазию Анны Складман. А ведь на окне еще затаился страшный в своей пугающей точности макет Дома на Набережной работы Александра Бродского.
В гостиной нет люстры. Она будет, но позже – сейчас ее как раз устанавливает Ева Китилек. Вместо хрустальных подвесок, блеска и символа роскоши – картон, немного гипса. Гореть будут разбитые и заново склеенные лампочки Ильича - символ эпохи, взрыва сознания, перемен, не всегда ведущих к лучшему. Возле лестницы, на которой ведет монтажные работы Ева, Йоханна Браун пишет фреску "Метоморфозы" во всю стену: деревья, животные, чуть-чуть фантазии и можно заглянуть внутрь квартиры из придуманного Йоханной мира.

Здесь мы снова встречаемся с Симоном Мразом.

- Кто отбирал художников?

- Я.

- То есть квартирник – ваша вкусовщина, пусть и в хорошем смысле? У вас в экспозиции много региональных художников.

- Русские художники здесь те, которые мне нравятся. Австрийские тоже. Петер был согласен с моим выбором, от себя он предложил добавить два имени, и я согласился.

Я - атташе по культуре, значит, периодически мне приходится путешествовать по России. И я вижу, что в регионах очень много разных людей и немало отличных художников. Их-то мне и хотелось представить миру. 

- Не планируете отвезти выставку в Австрию?

- Была бы возможность, я бы с удовольствием. Может, и там устроить выставку у меня дома? Пока это чистый эксперимент, и я не знаю, насколько он будет интересен публике. Но мне кажется, что для русских художников было бы полезно выставляться в Европе, ведь новых имен там совсем не знают. Я вообще рассматриваю выставку как площадку для общения: мне бы хотелось, чтобы люди познакомились и стали ближе друг другу.

Досматриваю коллаж Марии Анвандер в коридоре:

- А правда, что вы решили использовать еще одну российскую традицию - квартирник музыкальный?

- Правда. Однажды я был проездом в Якутске и оказалось, что там есть очень интересная народная группа "Айархаан" – с такими инструментами как хамус, с горловым пением. И мне захотелось встретиться с музыкантами. Я им рассказал, что занимаюсь современным искусством и предложил принять участие в проекте. Они оказались ребята отчаянные и согласились. Так что на открытие приедут три представителя группы, и они впервые будут выступать в формате такой выставки.

Всех работ не перечесть, да и стоит ли рассказывать о том, что может увидеть каждый желающий с 23 сентября по 9 октября с 13.00 до 20.00 ежедневно?

Открытие: 23- 24 сентября, пятница – суббота, 21.00 – 24.00

23 сентября в 21.00 состоится выступление известного якутского ансамбля "Айархаан"

24 сентября в 21.00 состоится премьера фильма Романа Пахернегга "У Магнитной горы" и презентация книги о Германе Нитче.

Место проведения: Дом на набережной, ул. Серафимовича 2, под. 2, 6 этаж, кв.33. Главный фасад здания напротив Московского Кремля.

Сегодня