Левитановский фестиваль собрал лучших исполнителей камерной музыки

В Плёсе – самом маленьком городе Золотого кольца – прошел IV Левитановский музыкальный фестиваль. На фестивале представили два больших концерта в честь Года Италии в России. С конца XIX века Плёс является традиционным местом отдыха и творчества.

В Плёсе – самом маленьком городе Золотого кольца – прошел IV Левитановский музыкальный фестиваль. На фестивале представили два больших концерта в честь Года Италии в России. С конца XIX века Плёс является традиционным местом отдыха и творчества.

Пианист Алексей Гориболь празднует день рождения за роялем в крошечном театре на 100 мест, который 200 лет назад был торговым рядом. 50 лет музыканту исполнилось еще в июне. Во время гастролей на Шпицбергене. Но отметить юбилей мечтал здесь, в Плёсе, где его детище – Левитановский фестиваль – в четвертый раз собирает лучших исполнителей камерной музыки.

"Большие события очень часто, или даже, как правило, происходят в небольших пространствах. Вспомните, сколько мест было в театре на Таганке, в "Современнике", а ведь это театры, которые сделали эпоху. Камерная музыка – это некое эксклюзивное единение артиста и тех, кто пришел", – считает пианист и художественный руководитель фестиваля Алексей Гориболь.

Не то, что пришел – приехал. Из Москвы, Санкт-Петербурга, Иванова, Ярославля. На маленький провинциальный фестиваль билеты не достать.

"К нам в музей зашел какой-то мужчина из Костромы и говорит: "Успею я купить билет? Из Костромы еду", – рассказывает заведующая Домом-музеем Левитана Ольга Наседкина.

Еще несколько лет назад Ольга Наседкина, жительница Плёса, слушать классическую музыку ездила за 70 километров – в областные центры. В Плесе же – самом маленьком городе Золотого кольца – не было ни одного концертного зала. Перед самым первым Левитановским фестивалем – и едва ли не ради него – советский кинотеатр перестроили в Дачный театр имени Шаляпина. И вот в зале вся местная интеллигенция – учителя единственной в городе музыкальной школы, приходской священник с семьей, музейные сотрудники.

"Очень удивительный редкий голос, контр-тенор. Мне, если и приходилось слышать, то только где-то в опере, и то я не помню", – говорит жительница Плёса Наталья Полякова.

Так же 15 лет назад Олег Рябец поразил английскую королеву Елизавету. Супруг Ее Величества принц Филипп назвал артиста "Мистер Сопрано", а его голос распорядился записать для Британского архива.

Соната барочного композитора Бьяджо Марини – дань году России-Италии. Услышать итальянский в Плёсе рады. Город в две с половиной тысячи жителей, в котором нет промышленных предприятий, живет только за счет туризма. В основном сюда едут российские отдыхающие. Но здесь мечтают видеть и иностранцев. Может, Эндрю Гудвин – тенор, знакомый по партии Ленского в опере Дмитрия Чернякова "Евгений Онегин", порекомендует город своим землякам-австралийцам. Сам он приезжает в Плес уже в третий раз.

"В поезде я практически не спал. Потому что все на поезде… как это? Хрипят? Ха-ха-ха! Но это ничего страшного. Я все равно люблю ездить по России на поезде, – смеется австралийский тенор Эндрю Гудвин. – Когда я первый раз приехал сюда, для меня это было, конечно, открытие. Что такое красивое место. Конечно, в России много красивых мест, но для меня это было первый раз так, чтобы как Левитан рисовал".

Жители Плёса говорят: город уже не тот, что на этих полотнах. Нет мельницы на реке Шохонка. Дом, где Левитан гостил три лета, создал 200 знаменитых полотен, и где теперь его музей, врос в землю. Первоначально третий этаж, где жил художник, стал вторым. И уже полвека Волга не похожа на эту, с картины: с тех пор, как построили шлюзы.

Сейчас из окна комнаты Левитана открывается вид, как с борта корабля. Вода подступает почти к самому фундаменту дома. Но художник видел несколько иную картину. Берег простирался еще на сто метров вдаль. А там, где сейчас кувшинки, местные жители сажали капусту.

Когда начали приезжать столичные музыканты, живописный городок на Волге стал привлекать туристов, дачников и инвесторов. Плёс негласно прозвали тайным местом отдыха российских олигархов. Как написано на официальном сайте города, Плёс – для тех, кто вид из окна ценит больше капитальности перекрытий. И действительно, арендовать здесь на неделю такой маленький деревянный домик стоит столько же, сколько на месяц двухкомнатную квартиру в центре Москвы.

"Плёс сохраняет свое дачное, безмятежное существование. И никоим образом не уклоняется в сторону какого-то, знаете, Монте-Карло или подобия Рублевки. Он такой, каким мы его любим, – уверен мэра города, президент Левитановского фестиваля Алексей Шевцов. – Я думаю, что фестиваль задает тон, приравнивает, роднит Плёс с маленькими европейскими городками".

Следующий пятый – юбилейный – Левитановский фестиваль должен открыться одновременно в двух залах. В старом Шаляпинском театре и новом Левитан-холле. Он пока не построен, но место уже выбрано. Как обещает мэр города, пейзаж портить не будет.