В главной роли – виолончель

В Москве стартовал III Международный фестиваль VIVACELLO. В этом году его программа посвящена величайшим виолончелистам прошлого – Луиджи Боккерини, Пабло Казальсу и, конечно, Мстиславу Ростроповичу. Концертом памяти маэстро и открылся фестиваль.

В Москве стартовал III Международный фестиваль VIVACELLO. В этом году его программа посвящена величайшим виолончелистам прошлого – Луиджи Боккерини, Пабло Казальсу и, конечно, Мстиславу Ростроповичу. Концертом памяти маэстро и открылся фестиваль.

Британец Стивен Иссерлис со своей виолончелью не расстается ни на минуту. Это инструмент работы великого Страдивари 1726 года из коллекции Лондонской Королевской академии музыки. Если кто-то к инструменту подходит ближе, чем на пять метров, он говорит: "Осторожно", причем, по-русски. Отец Стивена родом из России, русскую речь музыкант слышал с детства, потом даже специально учил русский язык, хотя говорит, что все уже забыл.

Впрочем, он помнит, как звучит по-русски имя его верной спутницы, и на русском же языке может объяснить, что в чем секрет его виолончели. "Душа! Это не просто инструмент – это живое существо. У нее есть характер, и непростой. Вы уж мне поверьте, я знаю точно", – уверен Стивен Иссерлис.

Он не раз выступал в России, был даже на одной сцене с самим Мстиславом Ростроповичем. Маэстро тогда дирижировал оркестром, звучал ре-мажорный концерт Гайдна. Его Стивен Иссерлис и привез на фестиваль VIVACELLO.

Фестивали, посвященные виолончельной музыке, есть во многих странах. Один из крупнейших из них много лет проходил в британском Манчестере, но теперь он вместе с создателем переезжает в Лос-Анджелес. Подобный смотр есть и в Швейцарии. Кстати, он тоже называется VIVACELLO.

Создать свой фестиваль в России мечтал еще Мстислав Ростропович. Мечта маэстро осуществилась уже после его смерти – в 2008 году прошел первый российский виолончельный фестиваль. На концертах неизменные аншлаги и всегда много премьер. Специально для открытия III Московского фестиваля VIVACELLO элегию для виолончели и струнных инструментов написал оскароносный Вангелис – известный во всем мире автор саундтреков к фильмам и электронной музыки. Арт-директор фестиваля Борис Андрианов пояснил: "Он сам очень волнуется. Он будет смотреть интернет-трансляцию в прямом эфире и делать потом свои критические замечания, потому что это новый для него жанр. Надеюсь, сделаем для него все в лучшем виде и подарим не только себе, но и композитору минуты наслаждения".

За дирижерским пультом Юрий Башмет. В этот вечер он выступил и в качестве солиста, взяв в руки альт. Но интервью не дал. Говорит, что здесь право голоса отдано виолончели. Впрочем, она за восемь дней фестиваля еще удивит. Несколько произведений московской публике представит популярный английский ди-джей Габриэль, кстати, правнук русского композитора Сергея Прокофьева.