Миротворцы KFOR применили силу: пострадали 20 человек

Планировалось, что операция будет быстрой. Но сдавать стратегические  позиции без боя - не в характере местных жителей.
Белграду эти проблемы не нужны. Впереди маячит вступление в Евросоюз
Сербы - плохие. Это как будто изначальная установка. Представители KFOR игнорируют обстоятельства, в которых приходится выживать сербскому меньшинству в Косове
Планировалось, что операция будет быстрой. Но сдавать стратегические  позиции без боя - не в характере местных жителей.
Белграду эти проблемы не нужны. Впереди маячит вступление в Евросоюз
Сербы - плохие. Это как будто изначальная установка. Представители KFOR игнорируют обстоятельства, в которых приходится выживать сербскому меньшинству в Косове
Сербия прерывает переговоры с самопровозглашенной республикой Косово. Так Белград отреагировал на события, которые произошли минувшим вечером на пограничном посту на севере края. В столкновениях между сербами и солдатами НАТО пострадали около 20 человек.

Сербия прерывает переговоры с самопровозглашенной республикой Косово. Так Белград отреагировал на события, которые произошли минувшим вечером на пограничном посту на севере края. В столкновениях между сербами и солдатами НАТО пострадали около 20 человек. Инцидент произошел из-за пограничного поста "Ярине". Приштина, при поддержке ООН и НАТО, хочет вернуть его под свой контроль, сербы строят баррикады и заявляют, что будут стоять до конца.

Видеозапись – единственное документальное свидетельство событий на контрольно-пропускном пункте "Ярине". Облако слезоточивого газа скрывает детали, но отчетливо слышны выстрелы: миротворцы KFOR (Kosovo Force – международные силы под руководством НАТО, ответственные за обеспечение стабильности в Косове) открыли огонь в направлении косовских сербов, которые вот уже 10 дней почти круглосуточно протестуют возле закрытого КПП: Северное Косово по-прежнему полностью отрезано от Белграда.

"После устного предупреждения солдат KFOR ранил гражданского, который пытался украсть его оружие", – утверждает официальный представитель KFOR Ральф Адамет.

Официальное объяснение из штаба миротворцев последовало только через несколько часов, уже после того, как стало известно о 16 пострадавших, шестеро были доставлены в больницу Косовской Митровицы с огнестрельными ранениями, четверых прооперировали.

Миротворцы использование оружия признали, но заявили: пули были резиновыми, а выстрелы – предупредительными. Пулевое отверстие в лобовом стекле сербской кареты скорой помощи, которая приехала на помощь пострадавшим, говорит не в пользу штабной версии.

"Раненого тащили двое парней: одному из них пуля попала в лицо прямо у меня на глазах, и он упал. Я вышел из машины, помог погрузить в нее уже двух пострадавших и повез их в госпиталь", – рассказал врач скорой помощи.

Миротворцы утверждают, что с их стороны пострадало четверо солдат – от взрывов самодельных гранат, которыми были вооружены протестующие.

"Мы не политики, мы солдаты и будем реагировать на угрозы как солдаты. Так же будет и в будущем, мы хорошо вооружены и хорошо обучены защищать себя", – подчеркивает Ральф Адамет.

При этом реакция миссий НАТО и Евросоюза звучит из Приштины: миротворцы открыто помогают самопровозглашенному Косову установить таможенный контроль на границе с Сербией, хотя самого существования этой границы сербы не признают: Это и есть причина протестов и строительства баррикад. Переговоры о пропускном режиме между Белградом и Приштиной, которые были намечены на сегодня в Брюсселе, и, как ожидалось, должны были положить конец блокаде Северного Косова, сорваны и неизвестно когда возобновятся.

Конечно, нельзя исключать того, что выстрелы звучали с обеих сторон. У местных сербов есть оружие и его уже применяли в июле, когда на этом же КПП был застрелен полицейский из Приштины, этнический албанец. Но факт остается фактом: миротворцы НАТО впервые за все время работы KFOR применили силу в отношении сербского населения, к тому же в составе контингента были военные США, местные жители одно это расценивают как провокацию. Призывы к спокойствию из Белграда звучат, но прислушаются ли к ним здесь, в Ярине, и еще в десятках сербских населенных пунктах Косова – покажут уже ближайшие часы.