В Калачинске внедрили единую систему мониторинга объектов ЖКХ

На каждую трубу и тепловой участок – свой электронный паспорт. В городе Калачинск Омской области в преддверии отопительного сезона ввели единую систему наблюдения за водоснабжением и отоплением. Это должно не только повысить эффективность работы, но и сказаться на ценах на коммунальные услуги.

На каждую трубу и тепловой участок – свой электронный паспорт. В городе Калачинск Омской области в преддверии отопительного сезона ввели единую систему наблюдения за водоснабжением и отоплением. Это должно не только повысить эффективность работы трубопроводов, но и сказаться на ценах на коммунальные услуги.

Из-за коммунальной аварии в этом частном секторе – вода в подвалах, уничтоженные огороды, несколько подтопленных домов. Специалисты устанавливают причиненный ущерб.

"Все, у нас полный дом воды, полная ограда, в огороде и баню затопило, все затопило! И здесь, все ручьем лилось. Мы не знаем, говорят, трубу прорвало, копали там что-то, и трактор оторвал трубу", – рассказывает жительница Омска Надежда Резинских.

Чтобы предупредить нештатные ситуации, в Калачинске несколько месяцев назад провели инвентаризацию всех сетей – на каждую трубу завели электронный паспорт. Старая схема инженерных коммуникаций – в прошлом единственный источник информации о сетях для аварийных бригад – теперь здесь как музейный экспонат. Правда, хранится под лестницей, но для интересующихся наладчик новой информационной системы проводит экскурсии: "Тут меленько нарисованы улицы, номеров домов, конечно, нет – если какая-то авария, начинают бегать, искать запорную арматуру".

Сегодня в диспетчерской на мониторе совсем другая картина: все теплосети Калачинска и близлежащих сел в деталях – вплоть до задвижек на трубах – сопровождаются информацией обо всех потребителях. В электронной базе данных – все, что раньше узнавали от слесарей, бабушек у подъездов или выясняли методом проб и ошибок – естественно, в ущерб оперативности.

"В случае создания аварийной ситуации вместо того, чтобы локально отключить где-то, предприятия были вынуждены останавливать всю котельную. На некоторых котельных у нас потери составляют до 50 процентов", – рассказывает директор жилищно-коммунальной организации города Калачинска Михаил Гутов.

Чтобы создать базу данных о тепловых и водопроводных сетях города, специалистам пришлось пешком пройти и исследовать порядка сорока километров труб – проверить каждую задвижку и клапан. После обследования выявили и отключили несколько нелегальных потребителей, отрегулировали режим подачи холодной и горячей воды. До этого коммунальные сети здесь не балансировались тридцать лет. После оптимизации затрат экономия на некоторых участках составила более двадцати процентов, в ближайшее время эффект могут ощутить и сами потребители.

"Есть сети, где большие пределы для снижения затрат, там тариф может до 15 процентов снизиться. Может и не снизиться, но с начала следующего года повышаться не будет – это уже хорошо", – объясняет специалист по энергетическим инновационным технологиям Вадим Каретников.

В преддверии отопительного сезона единую геоинформационную систему мониторинга и эксплуатации объектов ЖКХ пока внедрили только в Калачинске и Большеречье. Еще в шести населенных пунктах сейчас занимаются исследованием труб. В течение ближайших двух лет планируется создать базу данных об инженерных коммуникациях по всей Омской области.