Выход в космос на Земле

В специальном тренажерном зале ЦПК – все, как на станции: люки, скафандры и даже вид Земли из космоса. Нет лишь невесомости – ее заменяют тросы. Тренировка для космонавтов – как оценка на профпригодность. Допустят ошибку – и специалисты вправе запретить работу за бортом станции.

В специальном тренажерном зале Центра подготовки космонавтов – все, как на станции: люки один к одному, скафандры для выхода. И даже вид Земли из космоса. Нет лишь невесомости – здесь ее заменяют тросы. Сегодняшняя тренировка для космонавтов – как оценка на профпригодность. Допустят ошибку – специалисты вправе запретить работу за бортом станции.

Вначале – десатурация, дыхание чистым кислородом. Потом – проверка давления в скафандрах, герметизация люков, но и это далеко не все правила, которые космонавты выполняют перед выходом в открытый космос. Процедура подготовки кропотливая и занимает несколько часов.

"Очень важно быть в идеальной форме, потому что там, в космосе, малейшая ошибка, недочет – всё это может отразиться на безопасности выхода", – поясняет лётчик-космонавт, Герой России Юрий Маленченко.

В специальном тренажерном зале Центра подготовки космонавтов – всё как на станции: люки один к одному, скафандры для выхода. И даже вид Земли из космоса. Нет лишь невесомости – здесь ее заменяют тросы. Космонавтов словно "марионеток" перевозят от одного стенда к другому. Для непосвященных это выглядит причудливо. Но не для экипажа и специалистов.

Юрий Маленченко и Олег Кононенко – космонавты со стажем, за плечами не один выход в открытый космос. Вскоре снова полет на орбиту. Сегодняшняя тренировка – как оценка на профпригодность. Допустят ошибку – специалисты вправе запретить работу за бортом станции.

"У нас критерий, как в классической школе: повторение – мать учения. Несмотря на то, что опытный экипаж, всё равно существует минимальный уровень тренировок, который позволяет держать планку. Сейчас экипаж работает как в реальном космосе, комиссия оценивает их действия", – рассказывает главный специалист отдела подготовки ВКД Надир Жамалетдинов.

Такие тренировки на Земле проходит каждый экипаж. Тренируют даже космических туристов. В истории немало примеров, когда экипажу приходилось совершать незапланированные работы на орбите.

В космической истории Олега Кононеко тоже был внештатный выход. Об этом он предпочитает не рассказывать. А вот впечатлениями от открытого космоса делится охотно.

"Поражает вид Земли и размеры станции", – вспоминает лётчик-космонавт, Герой России Олег Кононенко.

Медики подсчитали, за один выход в космос космонавт теряет до трех килограммов веса. Огромная физическая, и психологическая нагрузка. Инженеры и конструкторы стараются облегчить работу на орбите.

Сейчас на станции трудится железная "рука" – каннадский робот-манипулятор, уникальная гибкая конструкция, которая может переносить не только гигантские модули, но и выполнять мелкую работу. Однако даже с таким помощником без человеческих рук не обойтись.

"Манипулятор, конечно, хорошо помогает, но человек, он определяющее звено", – убежден Олег Кононенко.

После тренировки – традиционный разбор полетов. Космонавты заметно устали. Однако вердикт специалистов радует: к работе в открытом космосе допущены.