Петербуржцам откроют неизвестные грани таланта да Винчи

В Артиллерийском музее Петербурга открылась выставка Леонардо да Винчи. Впервые в одной экспозиции собраны более 60 механизмов, изобретенных гениальным ученым. Все образцы по чертежам самого Леонардо восстановили итальянские ремесленники.

В Артиллерийском музее Петербурга открылась выставка Леонардо да Винчи. Впервые в одной экспозиции собраны более 60 механизмов, изобретенных гениальным ученым. Все образцы по чертежам самого Леонардо восстановили итальянские ремесленники.

В Военно-историческом музее артиллерии – крупнейшая из передвижных выставок о Леонардо да Винчи. Экспонаты раскрывают личность да Винчи как талантливого скульптора, анатома, музыканта и архитектора.

На выставке – 65 из 120 воссозданных современными специалистами механизмов в натуральную величину, репродукции наиболее известных картин великого мастера, анатомические зарисовки, наброски к "Битве при Ангьяри".

Парусина, деревянный остов и пара веревок – огромный винт, закручиваясь по спирали, должен был взмывать в облака. Обороты, конечно, не тянут, зато конструкция похожа на современные двигатели. Все эти механизмы еще в XV веке придумал гений да Винчи – так, собственно, и называется выставка. Образцы его новаторских идей впервые собраны в одной экспозиции.

"Вот это машущее крыло – Леонардо да Винчи пытался рассчитать, какой вес с его помощью можно поднять в воздух. Это же главный принцип любых полетов! Уже тогда он предложил то, что теперь используется в авиации", – рассказывает соорганизатор выставки Пол Костер.

Все эти модели восстановлены по чертежам и записям в дневниках самого Леонардо, на их поиск и расшифровку ушло больше десяти лет. Открытием, например, стал прототип акваланга. Его да Винчи изобрел, когда к Венеции подошел турецкий флот.

А этот конус с башенкой – самый настоящий танк, каким его видел ученый, в масштабе один к одному. Он был рассчитан на восемь человек и мог передвигаться во всех направлениях – правда, непонятно, как воины, ведя прицельный огонь, смогли бы усидеть на колесах.

"Да, здесь есть мелкие недоработки в проектах – потому что даже гении могут ошибаться. Но самое главное – Леонардо сформулировал концепцию, указал направление технического развития", – отмечает организатор выставки Брюс Петерсон.

Именно поэтому тележный механизм, который теперь используется во всех движущихся платформах, даже не крутится. Да и на велосипеде здесь тоже не покатаешься.

Единственные экспонаты, которые на выставке хоть как-то работают, – это самые простые механизмы. Например, молот, который приводится в движение поворотом колеса. Вообще, все эти шестеренки, шарикоподшипники, блоки, рычаги – сложные приспособления, которые должны были упростить жизнь, – тогда намного опередили свое время. Зато сейчас такие опыты ставят уже на школьных уроках физики – вот до чего дошел прогресс!

Зато теперь раскрыта главная загадка даже не ученого, а художника да Винчи. Его "Мону Лизу", выполненную в технике мягких переливов, разложили на четкий спектр – и на знаменитом холсте проявились подробности, которых под слоями краски в Лувре просто не разглядеть.

"Вот здесь, видите, положение указательного пальца – первоначально оно не совсем такое, как нарисовано. И вот тоже узоры на платье, и эта колонна сбоку – они тоже присутствовали на холсте, а потом исчезли", – поясняют организаторы выставки.

В этом, пожалуй, и заключался гений да Винчи – неизвестные грани его таланта проявились только спустя столетия. Теперь же эскизы всех механизмов, представленных на выставке, вошли в мультимедийную энциклопедию открытий ученого, самое легендарное из которых – конечно, золотое сечение.