Актер и бывший директор Театра на Таганке Николай Дупак отмечает 90-летие

Актеру и бывшему директору Театра на Таганке Николаю Дупаку исполняется 90 лет. Во время войны актер добровольцем ушел на фронт и сражался в 6-м гвардейском корпусе, был трижды ранен. Снялся в фильмах "Интервенция", "Сорок первый", "Бумбараш", "Вечный зов". Был директором Таганки с 1963 по 1990 год.

Актеру и бывшему директору Театра на Таганке Николаю Дупаку исполняется 90 лет. Во время войны актер добровольцем ушел на фронт и сражался в 6-м гвардейском корпусе, был трижды ранен. Снялся в фильмах "Сорок первый", "Интервенция", "Бумбараш", "Вечный зов". Был директором Таганки с 1963 по 1990 год.

Театр на Таганке актер Николай Дупак считает родным – четверть века он был здесь директором. Артисты, что смотрят с фотографий, для него хорошо знакомые люди, с которыми вместе он создавал ту Таганку, которую любят несколько поколений зрителей.

Руководить людьми он научился на фронте. В первый же день войны молодой артист пошел в военкомат, и попросил записать его в кавалеристы. Самым главным в своей фронтовой жизни сражением лейтенант Дупак считает операцию по освобождению станции Валуйка. В 1943 он был комиссован как инвалид. В том же году его разыскал Александр Довженко – они были хорошо знакомы.

Еще в 1940 году режиссер хотел снимать Дупака в своем фильме "Тарас Бульба" в роли Андрия, но война поменяла планы. Теперь Довженко задумал новую ленту – "Украина в огне". Роль танкиста предназначалась черноволосому красавцу Николаю Дупаку.

Дальнейшее известно из учебников по истории отечественной кинематографии. Сценарий, написанный Довженко, получил крайне негативную оценку Сталина и не был принят к производству. Дупак пришел в гости к мастеру и получил от него категоричный совет: "Микола, тикай ты с этого кино. – Но куда, Александр Петрович? – В театр".

Совет Довженко оказался провидческим. Николай Дупак сыграл десятки ролей в кино, но главным делом его жизни был театр. В 1963,он стал директором Театра на Таганке. Тогда и названия такого не было. Его придумал Дупак, как и знаменитую черно-красную эмблему. В конце 1960-х здание признали аварийным, актеров хотели выселить, но родные пенаты удалось отстоять. Дупак вспоминает, как преображался зал.

А в 1975 началось строительство еще одного здания. Дупак был прирожденным хозяином-когда во времена тотального дефицита были нужны материалы, то на фабрики ехали выступать артисты. Козырной картой был Высоцкий. Дупак вспоминает, как актер впервые появился на Таганке и показался начальству. "Играл но не произвел впечатления. Взял гитару, запел песни. Ну не то, чтобы ах – у нас же все пели: Смирнов, и другие", – рассказывает Дупак.

Очень скоро настал момент, когда люди стали ходить в театр именно на Владимира Высоцкого. В 1977 директор Дупак разрешил Высоцкому уехать на Дальний Восток, чтобы подхалтурить. А тут французский режиссер Жан Вилар пришел на Таганку, чтобы увидеть знаменитость, а на сцене играл другой актер. Получился скандал. Дупак ушел из театра, но через год вернулся и снова стал директором. Он вспоминает, лучшее, что было на Таганке – это потрясающий коллектив.

Гастроли на Западе часто проходили с приключениями., Дупаку приходилось сглаживать эксцессы, объясняться с чиновникам от культуры. Он пробыл директором Таганки до 1990 года. Ему и сейчас горько, что не удалось реализовать на Таганке все идеи, одна из которых была весьма амбициозной – реконструкция всей площади. Сейчас он приходит сюда не часто и всякий раз кланяется дубу, который посадил еще в 1963 году, когда только принял пост директора.