Андрей Фурсенко: вузы не должны подменять учебу выдачей дипломов

Идет подготовка к слушаниям в Госдуме нового закона об образовании. С 2004 года в закон и так уже было внесено 50 поправок. Какие еще изменения претерпит образование в нашей стране? Об этом в эфире "Утра России" рассказал министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко.

Идет подготовка к слушаниям в Госдуме нового закона об образовании. С 2004 года в закон и так уже было внесено 50 поправок. Какие еще изменения претерпит образование в нашей стране? Об этом в эфире "Утра России" рассказал министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко.

"Большинство из тех, кто сейчас участвует в обсуждении, вносили какие-то предложения, говорили, что закон стал существенно лучше и его надо как можно скорее принять. Потом можно что-то добавлять. Но сегодня этот закон точно лучше предыдущего", – сказал министр.

Фурсенко подчеркнул, что речь не идет о введении платного образования. На вопрос о том, останется ли школьное обучение бесплатным, он ответил: "Естественно. Это конституционная норма, и Конституция незыблема. Образование будет, безусловно, бесплатным. Более того, на наш взгляд, гарантии бесплатности усилится".

Кроме того, предполагается введение своеобразного школьного портфолио, которое будет учитываться при поступлении в вуз. По словам министра, этот механизм уже отчасти работает. "Ведь сегодня уже есть экзамены, которые проверяют качество подготовки после 9 класса. Мы могли бы двигаться в сторону оценки знаний, которая есть в университетах. Там человек заканчивает какой-то курс и сдает экзамен, эта оценка остается за ним и идет в диплом. Он же не обязан после окончания университета сдавать все те предметы, которые он изучал в течение 5 лет", – отметил Фурсенко.

"Если ты хочешь в 10 классе изучать географию, а в 11 классе ее уже нет, значит, эта оценка за 10 класс может быть проверена, в том числе и независимым образом, независимо от школьных учителей, и пойти в школьный аттестат", – продолжил министр. Сюда следует добавить успехи ученика в олимпиадах и каких-либо школьных соревнованиях, и получится то самое школьное портфолио.

По мнению министра, такая система даст стимул учиться все время. "У нас зачастую бывает так: зачем учиться в 9 классе, если экзамены в 11? Из-за этого проблема есть, когда с 5 по 9 класс ребята с гораздо меньшим интересом учатся. А когда они знают, что их достижения во время всей учебы записываются, сохраняются и учитываются в дальнейшей карьере, – это дополнительная мотивация", – сказал глава Минобрнауки.

В своем недавнем выступлении перед ректорами вузов Фурсенко поднял вопрос финансирования вузов. Он тогда отметил, что финансирование вузов будет зависеть от их востребованности у абитуриентов. "В вузах одинакового профиля это справедливо: надо поддерживать лучшие вузы. У нас есть регионы, в которых несколько десятков вузов и до сотни филиалов. Если все эти учебные заведения дают хорошее образование и востребованы, пусть они остаются. Но ни в коем случае нельзя допускать, когда люди подменяют учебу выдачей дипломов", – подчеркнул министр.

Фурсенко добавил, что за 5 лет вдвое уменьшилось количество выпускников школ – с полутора миллионов до 760 тысяч человек. И такое количество сохранится до 2020 года. "У нас ряд вузов может остаться без студентов. И мы хотим, чтобы действительно остались и работали те вузы, которые дают хорошее образование", – заключил он.