Финансовый демарш Словакии не станет катастрофой для евро

Провал ратификации Словакией антикризисного плана зоны евро и падение правительства Иветы Радичовой не станет катастрофой для европейской валюты. Но только в том случае, если словацкая оппозиция проведет повторное голосование и ратифицирует этот план.

Провал ратификации Словакией антикризисного плана зоны евро и падение правительства Иветы Радичовой не станет катастрофой для европейской валюты. Но только в том случае, если словацкая оппозиция проведет повторное голосование и ратифицирует этот план.

Антикризисный план еврозоны разрабатывался в ходе мучительных переговоров между 17 правительствами сообщества с февраля по июль этого года. Он был окончательно оформлен на экстренном европейском саммите 21 июля. Ключевыми позициями плана являются практическое удвоение объемов эффективных кредитных возможностей Европейского механизма финансовой стабильности до 440 миллиардов евро, а также предоставление ему права вести операции с суверенными облигациями стран зоны евро на вторичных рынках. План также включает в себя набор мер по усилению финансовой дисциплины зоны евро, которые не требуют ратификации, однако утрачивают смысл без решения об усилении стабфонда, сообщает ИТАР-ТАСС.

Кроме того, этот план вплотную увязан с принятием второй трехлетней программы помощи Греции, объем которой, с учетом вкладов частных банков, должен достичь 160 миллиардов евро.

Изучая набор этих мер, легко понять логику словацкой оппозиции. Ведь получается, что Словакия, являющаяся одной из беднейших стран зоны евро, должна выделять пусть и небольшие, но свои деньги, чтобы решать бюджетные проблемы несопоставимо более благополучных Греции, Португалии и Ирландии. Вступая в ЕС и "зону евро", Словакия под этим не подписывалась, помогать обещали именно ей.

Теперь реализация плана зоны евро по выходу из кризиса зависит исключительно от словацких политиков. К настоящему времени остальные 16 стран зоны евро ратифицировали этот документ, последней (10 октября) это сделала Мальта.

Хорош план или плох, но другого пути выхода из кризиса страны зоны евро придумать не смогли, и его провал в финальной стадии утверждения, без сомнения, стал бы тяжелейшим ударом для евро.

В Братиславе это понимают не хуже, чем в Париже, Брюсселе или в Берлине. Именно поэтому, сразу за вынесением вотума недоверия правительству и уходящий премьер, и лидер оппозиции сделали заявления, что Словакия в ближайшее время проведет повторное голосование и утвердит антикризисный план зоны евро.

"Мы приняли решение провести экстренные переговоры с оппозицией, чтобы ратифицировать план как можно скорее", – заявила теперь уже бывший премьер Ивета Радичова.

Ее главный политический оппонент – лидер партии "Направление – социальная демократия" Роберт Фицо в этом вопросе полностью разделил точку зрения премьера, несмотря на то, что именно эта тема обрушила кабинет министров. "Словакия должна утвердить план зоны евро", – сказал Фицо.

Словакия, страна с населением в 5,6 миллиона человек, присоединилась к ведущему мировому экономическому блоку – зоне евро только в 2009 году. Однако статус новичка и легковеса ни в малейшей степени не помешал ее политикам использовать жизненно важный для зоны евро вопрос в своих внутриполитических целях. В принципе, в современной Европе такое развитие событий в порядке вещей, в условиях экономического подъема 2001-2007 годов оно бы прошло практически незамеченным. Однако сегодня, когда здоровье европейской валюты приковывает пристальное внимание рынков всего мира, любой неверный шаг может вызвать качественное ухудшение конъюнктуры, и ситуация в Братиславе вызывает серьезное напряжение в европейских столицах.

Ее следствием даже стал перенос осеннего саммита ЕС с 17-18 на 23 октября. То есть остальные 16 стран зоны евро предпочли дать Словакии больше "места и времени" для решения ее проблем.

Первая реакция рынков на голосование в Братиславе оказалась достаточно спокойной. Это объясняется общим пониманием, что в зоне евро нет ни одного серьезного политика, в чьих интересах был бы осознанный подрыв и так пошатнувшихся позиций единой валюты. А если бы и были, то лидеры зоны евро имеют достаточно средств негласного давления на остальные страны, чтобы добиться от них нужного решения.

Политический кризис в Словакии продемонстрировал, насколько хрупкой и ненадежной остается сегодня система принятия решений в современном Евросоюзе. Он вновь напомнил, что способность ЕС к принятию и выполнению жизненно важных решений оказалась серьезно подорвана после приема в сообщество 12 стран Восточной Европы, начиная с 2004 года. Лиссабонский договор, который должен был снять эту проблему, оказался лишь первым и совершенно недостаточным шагом к ее решению. Сегодня для европейских лидеров становится очевидна необходимость дальнейшего и быстрого реформирования институтов и механизмов ЕС.

Для экономического ядра Евросоюза – зоны евро – главная проблема заключается в том, что все ее 17 стран-членов, используя единую валюту, придерживаются собственных, несогласованных между собой бюджетных шагов. Более того, у зоны евро до сих пор нет действенных стабилизационных средств и механизмов, которые бы гарантировали выполнение всеми странами сообщества хотя бы базового экономического документа – Пакта стабильности и роста, который лимитирует предел госбюджета для страны зоны евро 3% ее ВВП, а предел госдолга – 60 процентами. Сегодня эти показатели нарушают практически все государства зоны евро. Именно для исправления этой ситуации и был создан антикризисный план еврозоны.