Краеведы озабочены сохранением исторического облика Плёса

Краеведы и историки тревожатся за сохранность исторического облика города Плёс в Ивановской области. Из федерального бюджета на развитие туризма в Плёсе выделено 2,5 млрд рублей. Из тихого городка, основанного в 1410 году князем Василем I, сыном Дмитрия Донского, Плёс превращается в элитный курорт.

Краеведы и историки тревожатся за сохранность исторического облика города Плёс в Ивановской области. Из федерального бюджета на развитие туризма в Плёсе выделено 2,5 миллиарда рублей. Из тихого городка, основанного в 1410 году князем Василем I, сыном Дмитрия Донского, Плёс превращается в элитный курорт.

При этом с конца XIX века Плёс – традиционное место отдыха и творчества. Художник Исаак Левитан создал в Плёсе почти 200 картин. Именно в Плёсе находится единственный в России Музей пейзажной живописи, а также Дом-музей Исаака Левитана.

Центральная площадь Плёса, самого маленького города Золотого кольца. Именно сюда подъезжают экскурсионные автобусы. Слева церковь Воскресения – первая половина 19 века, торговые ряды. Справа еще одна достопримечательность – пожарная часть – уже вторая половина того же 19 века. Туристы любуются каланчей, разглядывают герб на железном щите, и совершенно не представляют, что в пожарной части живут люди.

"С самого начала все так и было, ничего внутри не менялось. Только в самом низу, вот где сейчас квартира, там была при моем рождении торговая база. На лошадях подвозили товары продовольственные всякие", – рассказывает жительница Плёса Елена Грачева.

Елена Грачёва здесь 65 лет – с самого рождения. В ее доме никаких коммуникаций. Ни водопровода, ни канализации, ни центрального отопления. Недавно установили батареи. Но газ так и не подали. Свою квартиру Елена Грачева обогревает по старинке – русской печью. До сих пор как-то справлялась. Но в прошлую зиму выпало много снега – прохудились печные трубы.

С апреля обитатели трех жилых квартир ходят по инстанциям. Ответа два: "Дом не аварийный – переселить не можем", "Памятник архитектуры – вмешиваться не имеем права".

В похожих условиях жители и не исторических зданий. В Плёсе и, правда, сейчас уделяют внимание другому: развивают туризм – из федерального бюджета на это выделено 2,5 миллиарда рублей.

Этот город давно называют "русским раем" или "русской Швейцарией". В 15 веке его основал сын Дмитрия Донского, князь Василий Первый, на этой горе, прозванной Соборной. Деревянная крепость, которая должна была сдерживать натиск монголо-татар, не сохранилась. В прошлом году, когда город праздновал 600-летие, воссоздали срубы с двойными стенами на месте бывших сторожевых башен.

Плёс до середины 19 века – город купцов. И купцов небедных. Настолько, что им удалось «откупиться» от железной дороги – испугались, что она их разорит. Но это легенда, хотя именно с того времени стали закрываться фабрики, кузницы, пивоварни. Тихий провинциальный город нашел новый источник существования – в своем пейзаже.

В конце позапрошлого века сюда стали приезжать художники. Первым – Исаак Левитан. В Плёсе он написал 200 знаменитых полотен. Его вдохновлял живописный ландшафт и неповторимое освещение города на Волге.

"Волга с северной стороны здесь находится, и город смотрит на север. Это несвойственно для городов всего северного полушария. Города обычно повернуты на юг. Получается, он освещен как будто небесным светом", – рассказывает историк-краевед Виктор Беляев.

Старинный город изменился со времён Левитана – исчезли мельницы на реке Шохонка, заросла старая дорога на Вичугу. Но вместе с тем, практически никаких следов советской эпохи. Эта нетронутость Плёса с недавних пор стала привлекать сюда инвестиции. Московские бизнесмены любят здесь отдыхать – летом, купаясь в Волге, зимой – катаясь на горных лыжах.

Недвижимость в Плёсе недешевая. Деревянный домик с резными наличниками стоит в среднем 7 миллионов рублей – почти как кирпичный коттедж в ближнем Подмосковье. Покупатели обязуются сохранять плёсские архитектурные традиции и не строить ничего выше второго этажа. Вид на Горную слободу, впрочем, убеждает в обратном.

В Плёсе две с половиной тысячи жителей. Из них коренных плесян, как говорят, осталось не больше трети. Живут они все вдали от воды, за холмами. А дома на первой линии, как правило, отданы под дачи или сдаются в аренду.

В Плёсе нет своего "Архнадзора". И город неуклонно превращается в элитный курорт. С одной стороны, это благо: в городе, где нет промышленных предприятий и вузов, где всего одна общеобразовательная и одна музыкальная школа, сфера туризма обеспечивает жителей работой. С другой стороны, беспокоится краевед Виктор Беляев, с обновлением первой линии год назад закрыли плёсскую больницу, еще один памятник регионального значения. Учреждение перевели в новое здание, поменьше. Старое, говорят, собираются продавать. Архитектурный комплекс в 1898 году построил фабрикант-старообрядец Григорий Горбунов – в память о погибшем сыне. Сейчас в историческом здании живут бродячие собаки.

“Из местной газеты, вот когда готовился бюджет города на следующий год, там закладывались статьи расхода, ну и вот про больницу в частности сказано, что и Плёсу, и деревням прилегающим, полагается всего пять койко-мест”, – историк-краевед Виктор Беляев.

Улица, на которой стоит больница, когда-то была самой богатой в городе – Дворянская, ныне Карла Маркса. Особняки – шедевры деревянного зодчества 19 века – стоят заколоченными. Владельцы умирают, их дети и внуки уезжают в большие города. Разбиты окна и исписаны стены в доме бывшего городского головы Павла Смирнова. Это строение помнит еще Левитана – художник ходил на охоту с его хозяином. Смирнов в своих дневниках оставил свидетельство того, как сгорела церковь, запечатленная на картине "Над вечным покоем".

"Он принадлежал частному лицу, музей в течение 5 лет отвоевывал этот дом и победил, но пока не отпущено средств на его реставрацию", – говорит заведующая Домом-музеем Левитана Ольга Наседкина.

Мэр города Плёс Алексей Шевцов уверяет, что всему свое время. И реставрация памятников в планах значится. Когда сверху выделят дополнительные деньги. Тем временем о ветшающих памятниках на страницах местных газет постоянно напоминает краевед Виктор Беляев – в своих статьях про "Плёс, который мы потеряли".