Круговое депо: снос начался, защитники памятника считают его незаконным

Защитники памятников истории и архитектуры бьют тревогу: объект культурного наследия, Круговое депо возле Ленинградского вокзала, идет под снос. Работы уже начались. Движение "Архнадзор" обратилось к премьер-министру РФ Владимиру Путину с просьбой принять меры.

Не так давно Вести.Ru уже освещали ситуацию с Круговым депо. "Архнадзор" забил тревогу еще раньше, однако 29 сентября появилась информация, что разрешение на снос депо было получено незаконно. Снести памятник архитектуры планирует ОАО "РЖД" – в связи со строительством дополнительного железнодорожного пути на участке Москва – Крюково.

Депо может быть снесено в любой момент, подчеркивают в "Архнадзоре". Оттуда уже выселены арендаторы, оно отключено от всех коммуникаций. И вот, подготовка к сносу, похоже, вышла на завершающую стадию. "Уже режут козырьки бывших там магазинов, долбят ближайшие к депо платформы", – сообщает в своем блоге активист "Архнадзора" Владимир Сергеев.

Градозащитники, между тем, пытаются добиться поддержки властей. 1 июля они направили Владимиру Путину открытое письмо, в котором проинформировали о критической ситуации вокруг этого исторического памятника. И вот координационный совет движения снова обратился к премьеру.

"Снос здания может произойти в ближайшие дни. В связи с этим мы повторно обращаемся к Вам как к главе Правительства России, осуществляющего полномочия Российской Федерации в качестве единственного акционера ОАО "РЖД". Мы просим Вас принять безотлагательные меры по предотвращению уничтожения объекта культурного наследия – уголовного преступления, предусмотренного ст. 243 УК РФ "Уничтожение и повреждение памятников истории и культуры", – отмечают представители "Архнадзора" в письме премьер-министру.

Здание Кругового депо было построено в 1847-51 годах по проекту выдающегося архитектора Константина Тона – автора проектов Храма Христа Спасителя, Большого Кремлевского дворца и Оружейной палаты. Это первое паровозное депо Москвы и одно из первых подобных зданий в России. Его взяли за образец при строительстве аналогичных депо в ряде западных стран.

"Архнадзор" отмечает, что с 1990-х годов Круговое депо имеет статус выявленного объекта культурного наследия, поэтому снос его запрещен законом. Вопрос о статусе памятника уже поднимался в 2009 году, но тогда снимать здание с госохраны не стали.

Стоит отметить, что аналогичные постройки сохранились до наших дней в США и Германии, и сейчас в них размещаются музеи. Например, центр “Железнодорожного музея Балтимор – Огайо”: в нем размещены старинные паровозы, вагоны и прочие экспонаты, связанные с историей американских железных дорог. Здание включено в Национальный реестр исторических памятников США.

А вот Музей венгерских железных дорог, открытый здании Северного паровозного депо станции Будапешт 1911 года постройки.

Московское же здание готовится к сносу.

Сегодня