Пиратам-частникам грозит 6 лет тюрьмы и гигантский штраф

В России впервые будут судить за распространение в Сети пиратских копий фильмов. Следственный департамент при МВД передал в суд уголовное дело в отношении москвичей Андрея и Надежды Лопуховых. Им грозит 6 лет тюрьмы и гигантский штраф.

В России впервые будут судить за распространение в Сети пиратских копий фильмов. Следственный департамент при МВД передал в суд уголовное дело в отношении москвичей Андрея и Надежды Лопуховых. За пользование торрентами им грозит 6 лет тюрьмы и гигантский штраф, сравнимый с бюджетами блокбастеров, растиражированных семьей.

"Я, как и миллионы людей в стране, конечно, скачивал фильмы", – признается Андрей Лопухов.

Этого человека, который скрывает свое лицо, считают в стране "пиратом номер один". Андрей Лопухов и его супруга, по версии следствия, нелегально распространили в Интернете порядка тридцати фильмов. Прокат правообладатели оценили в 38 миллиардов рублей. Это бюджет "Аватара" и трилогии о "Трансформерах" вместе взятых.

"Главным организатором, главным преступником всей страны, который на 38 миллиардов нанес ущерба, считают меня", – говорит Андрей Лопухов.

Семью Лопуховых обвиняют не просто в пиратстве, а именно в организации работы довольно известного пиратского ресурса "Интерфильм", где размещалось очень свежее кино.

"Копии фильмов покупались, как правило, на Украине, где в прокат фильмы выходят ранее, чем в России. Супруги сами дублировали фильмы на русский язык, после чего запускали фильмы в массы, при этом взимали небольшую плату", – сообщила официальный представитель Следственного департамента МВД РФ Анжела Кастуева.

Между тем Андрей Лопухов утверждает, что на "Интерфильме" занимался только оформлением. "Мне говорили: подправь картиночку, найди лучше, описание сделай вот так вот, а взамен мне давали аккаунт. Просто пользовался, чтобы что-то скачать, посмотреть. Заниматься раздачей непосредственно, я не занимался", – настаивает Лопухов.

В то, что крохотная квартира на окраине Москвы была центром российского пиратства, где мировые новинки появлялись раньше, чем в кинотеатрах, соседи никак не могут поверить.

"Люди с первого дня показали хорошо себя: вежливые, у них второй ребенок и первый были очень спокойными. Никакого пиратства нет, ничего тут никто не делает. Их совсем затерроризировали, как будто бандитов, и приезжают на машинах, и лбы такие – человек по пять, по шесть", – рассказывает соседка семьи Лопуховых Мария Скоробогатова.

Лопуховы уверены: они – не пираты, а жертвы системы. Настоящие преступники на свободе.

"Изначально в деле было огромное количество фигурантов, обысков было произведено по 20 адресам. Я знал этих людей, их "ники" и так далее. Некоторые были пираты и даже сотрудники РАПО, но через год примерно мы узнали, что в деле никого не осталось, все фигуранты из дела исчезли", – говорит Лопухов.

С точки зрения закона неважно, что качать нелегально – нефть или кино. Срок за один фильм, конечно, не получить, но вот если ущерб от 50-ти тысяч, а это примерно двести картин, то на личном компьютере их лучше не хранить.

"Я так понимаю, рассчитывалось по количеству скачиваний. 200 тысяч раз скачали – скорее всего, приравнивали это к копии легальной. Той, которую купили бы в магазине, – объясняет юрист в области авторского права Ирина Тулубьева. – Достаточно 250 тысяч рублей, чтобы считаться злостным нарушителем прав, и уже статья предусматривает ответственность до 6 лет лишения свободы".

На счастливый конец в этой истории, больше похожей на кино, Андрей Лопухов уже не рассчитывает.
"На оправдательный приговор я не рассчитываю, потому что все уже и решено, об этом говорят и следователи", – считает Андрей Лопухов.

Даже если вину Лопуховых докажет следствие, взыскать 38 миллиардов вряд ли получится. По российским законам максимальный штраф – полмиллиона. В этом деле важна скорее не сумма, а сам факт.

"Какая-то часть нарушителей после вынесения приговора просто прекратит свою деятельность", – полагает юрист Ирина Тулубьева.

Ущерб от пиратства, по мнению экспертов, огромен. Правообладатели, по некоторым данным, недополучают девяносто процентов прибыли.