Дмитрий Медведев верит в развитие инноваций в России

Зачинщик проекта Сколково Дмитрий Медведев встретился с молодыми учеными и предпринимателями. Еще в начале недели Медведев категорически пресек все разговоры о том, что якобы модернизация сворачивается. Другое дело – требуется разорвать бюрократическую непроходимость – придя на выборы.

Зачинщик проекта Сколково Дмитрий Медведев встретился с молодыми учеными и предпринимателями. Еще в начале недели, на форуме Роснано, Медведев категорически пресек все разговоры о том, что якобы модернизация сворачивается. Напротив, на это средства идут, и впечатляющие. Другое дело – требуется разорвать круговую бюрократическую дремучую непроходимость. Особенно досталось таможне. А разорвать можно, придя на выборы. Характерно, кстати, что прийти на них президент сегодня призвал не только своих сторонников, а всех граждан.

Встречи главы государства с резидентами инновационного центра в Сколково и молодыми учеными уже стали практически традицией. И в самом начале разговора Дмитрий Медведев отметил: инновации – это ведь не такой модный политический бренд. Государство на самом деле кровно заинтересовано в том, чтобы диверсифицировать экономику и чтобы инновационные разработки приносили конкретные результаты. Хотя, добавил Медведев, не все пока в это поверили.

"Последний год у нас появилось как бы новое развитие, новый вектор развития – инновационная экономика, о которой сейчас много говорят, говорят очень разное. Кто-то говорит, что реально что-то меняется, многие считают, что ничего не меняется, что никакого развития нет, что это все придумали кремлевские мечтатели для того, чтобы потешить свое собственное самолюбие. Но, собственно, вы как раз и есть живой пример того, что происходит, что меняется, а что не меняется", – заявил президент.

В зале в Сколково сегодня было много тех, кто не просто поверил государству, но кто на самом деле, зачастую вопреки чиновничьим препонам, начал делать, производить, внедрять, зарабатывать. И они говорили, исходя из практики, о том, что можно было бы изменить и улучшить. Например, Артем Рызунков, компания которого стала одним из первых резидентов Сколково, рассказал, как пришел в налоговую инспекцию, чтобы получить льготы. Все-таки инновационная компания. В налоговой спросили: это что за Сколково такое, и вообще почему положена льгота за регистрацию в подмосковной деревне?

"Мысль, которую я хочу выразить, состоит в том, что дорога инновационного предпринимателя действительно очень трудна", – уверен Артем Рызунков. – Но мы привыкли смотреть на все не в контексте проблем, а в контексте задач, которые во что бы то ни стало надо решить, какими бы сложными они ни были".

Дмитрий Медведев полагает: "Тот, кто все время ноет и говорит, что у нас плохое коррумпированное государство, достали эти чиновники, жить тут невозможно, никогда ничего и делать не будет. Значит, с такими настроениями ничем нельзя заниматься. Да, у нас полно недостатков, и все недостатки нам хорошо известны. Но это не значит, что у нас все застыло и не развивается".

Молодой бизнесмен Олег Язов рассказал, как с коллегой они придумали проект по нефтепереработке. показали его вице-президенту компании ВР, и тот не сразу, но все же поверил в эту технологию. И она сейчас работает. Правда, не в России, потому что недостатки технического регламента мешают прийти на отечественный рынок нашей же разработке: "И нам приходится, чтобы продать в России, презентовать ее как американскую компанию с американским сайтом, с американской технологией. Это помогает, потому что такой рынок. И хотелось бы этого избежать, потому что, чтобы внедрить и сертифицировать нашу технологию в России, нам надо показать промышленный образец, чтобы сделать первое внедрение. А чтобы сделать промышленный образец, надо сделать первое внедрение. Замкнутый круг. То есть поэтому мы должны сначала где-нибудь в Индии внедриться, а потом только прийти сюда".

Рассказали Медведеву и две истории про отношения с таможней. Российские программисты позвали на работу американского коллегу. Тот бросил престижную лабораторию в Кремниевой долине и поехал в Москву. Домашние вещи, включая тапочки, отправил контейнером. За растаможку с него попросили 20 тысяч евро. Или другой пример: западные разработчики готовы присылать российским инноваторам пресерийные образцы своих компьютеров. Заявленная стоимость образца может доходить до миллиона долларов. А таможенный сбор на бесплатную посылку – сорок процентов от стоимости.

"Нигде в мире мы таких проблем не видим. Но я хочу сказать, что все это рабочие моменты, которые нужно и можно исправлять. Мы последние годы видим, что государство действительно меняется и становится более удобным для таких компаний, как мы", – сообщил собеседник главы государства.

"Вы знаете, когда слышу разговоры про таможню, мне иногда тяжело сдержаться, – отреагировал Медведев. – Просто хочется взять микрофон и запустить в стенку. Что ни делаешь, все выворачивают наизнанку. Причем абсолютно дурацкие зачастую требования, которые, в конечном счете, просто нас всех выставляют в абсолютно идиотском свете. Когда мы сами ищем по всему миру инвестиции интеллектуальных каких-то продуктов, еще чего-то, а потом люди приезжают, а им говорят – знаете, вот здесь заплатите, здесь заплатите".

Несколько участников встречи показали Медведеву свои разработки, которые уже скоро начнут выпускать на российских заводах. Суперлегкий и прочный бетон, из которого можно стоить быстровозводимые дома, или, например, средство для очистки земли от пестицидов. После обработки земли овощи начинают соответствовать всем экологическим нормам.

Принесли на встречу и одноразовые эндоскопические капсулы. Такую достаточно проглотить, и она сама передаст всю информацию о состоянии желудка пациента на телефон врача. За эту разработку в одной арабской стране ребятам предлагали огромные деньги. Они отказались, вернулись на родину, но сегодня Медведеву сказали: арабские чиновники в схожих ситуациях помогают больше и лучше отечественных.

Президент отчасти согласился: "Чего точно недостает нашим чиновникам, это какой-то заинтересованности, желания заниматься своим основным делом. И делать это просто по велению сердца. Я не говорю о различных стимулах, которые применяют к чиновникам. Я не говорю о коррупции, о взятках. Есть нормальный человек, он даже, может, и взяток не берет, но он не "горит". У него глаз тусклый, ему ничего не интересно. В этом смысле я очень часто за границей видел действительно чиновников, которые разительно отличаются от наших".

Поскольку встреча Медведева с молодыми учеными проходила в Сколково, президент специально еще раз объяснил суть этого проекта: "Я сразу хотел бы ответить всем, может быть, кто здесь сидит, и всем, кто нас смотрит и у которых сразу возникает ощущение несправедливости: вот опять они какую-то там резервацию делают, где хотят накопить людей, а у нас вот прекрасные научные возможности, Новосибирск, масса других центров в нашей стране. Почему они не делают это у нас? Вот я хочу сразу объяснить. Мы это сделаем везде. Но нужно просто создать правильную модель. Ее невозможно создать сразу в десяти местах".

Государство, конечно же, будет поддерживать молодых ученых и бизнесменов-инноваторов. Но и вы сами, сказал президент, должны ставить перед собой большие амбициозные задачи, понимая, что завтра возможно придется руководить уже не своей компанией, а большим государственным проектом.

"Уже сегодня мы, люди среднего возраста и более старших поколений, должны думать о том, как правильно передать бразды правления молодежи. Потому что если, например, власть не находит для себя сил, чтобы призывать на работу тех, кто существенно младше, а в какой-то момент просто передать полномочия более молодым людям, такая власть вырождается", – подчеркнул президент.

Медведев пожелал участникам встречи быть настойчивыми и успешными. А некоторые разработки молодых специалистов и их аналитические записки президент забрал с собой, пообещав изучить поставленные на встрече проблемы поближе.