Культуролог: вандализм в России – следствие очень серьезного кризиса

Памятники истории с каждым годом все больше теряют ценность в глазах российской молодежи. Их разбивают, разрисовывают, а порой просто крадут, чтобы сдать в пункт приема металла. Почему памятники становятся жертвами вандалов, ведущие "Утра России" спросили у культуролога Сергея Тарабарова.

Памятники истории с каждым годом все больше теряют ценность в глазах российской молодежи. Их разбивают, разрисовывают, а порой просто крадут, чтобы сдать в пункт приема металла. От рук вандалов страдают и исторические монументы, и памятники на кладбищах. Особенно не везет в этом плане крупным так называемым городам-музеям, таким как Санкт-Петербург.

Что происходит с нашим обществом, почему памятники становятся жертвами вандалов? Неужели, все дело в культурной деградации? Эти вопросы ведущие "Утра России" обсудили с культурологом Сергеем Тарабаровым.

"Вандалы в чем-то похожи на детей. Когда дети ломают игрушку, они это делают не потому что хотят сломать игрушку, а потому что родители с ними мало времени проводят или потому что они любознательны. Или потому что в игрушке они видят тех героев, которых надо победить, то есть, сломать", – считает культуролог.

Памятники – это очень мощные символы в культурной идентичности и в истории любого народа, отметил он. "И первые, кто ломает памятники, это не люди. Это государство. Первый памятник сломал Владимир Красно Солнышко, который сбросил статую Перуна в Днепр, и Русь приняла крещение", – отметил Тарабаров.

По его словам, вандализм тоже бывает разный – и случайный, и символический. "У нас превалирует случайный вандализм, а также типы детского вандализма, когда кому-то надо утвердиться в своей банде, показать, какой ты крутой. Но памятники, как правило, ломают осмысленно", – рассказал он. Зачастую памятники ломают из мести: "я хочу отомстить кому-то, кто меня обидел, но не могу его достать, поэтому я разрушаю что-то, ему принадлежащее".

"К вандализму приводит ощущение вопиющей несправедливости и понимание невозможности изменить что-либо в этой жизни, – подчеркнул культуролог. – У нас памятники обижают в связи с тем, что в стране очень серьезный кризис. У нас кризис нравственности, кризис уважения к старшим, к истории". По его словам, в течение последних 20 лет разрушались многие традиционные для нашей страны ценности, образовалась некая пустота. И для одной категории населения памятники перестали что-либо означать, а для другой стали символами чуждой враждебной культуры.

"Те же 20 лет людям очень хорошо объясняли, почему надо жить врозь. Все хотели суверенитета. Почему надо объединяться, им не объяснили, а почему раньше объединялись, они забыли", – продолжил Тарабаров. Поэтому, по его словам, многие наши сограждане даже не знают, какой государственный праздник отмечается 4 ноября. А те, кто знает, не видят смысла в Дне народного единства. "Праздник нельзя насадить. Он будет праздноваться только тогда, когда народ поймет, что это праздник", – заключил он.