Илья Глазунов открыл выставку в Петербурге

Родной город 10 лет спустя: в Санкт-Петербурге после долгого перерыва открылась персональная выставка одного из самых известных российских художников Ильи Глазунова. Публике представлено более ста живописных и графических работ, в том числе полотна из коллекции Русского музея.

Родной город 10 лет спустя: в Санкт-Петербурге после долгого перерыва открылась персональная выставка одного из самых известных российских художников Ильи Глазунова. Публике представлено более ста живописных и графических работ, в том числе полотна из коллекции Русского музея. Почти половину картин петербуржцы увидят впервые.

Проблемы при монтаже собственной выставки 80-десятилетний академик живописи решает с помощью свиста. Свистеть так пронзительно научился, работая грузчиком на Московском вокзале, когда критики написали: "Творчество Глазунова не вписывается в реалии советского искусства". Его картины запрятали в музейные запасники. С начала 60-х долгое время их никто не видел.

Целую серию картин Глазунов творил под впечатлением от романов Достоевского. Буквально накануне выставки их вызволили из подвалов. В 50-х Илья Глазунов изобразил себя мечтателем из произведений Достоевского. Он, и правда, как будто сошел со страниц "Белых ночей". И именно его лицо и его абсолютно достоевские виды Петербурга, а даже не само произведение писателя, вдохновили знаменитого Висконти на съемки фильма "Белые ночи".

На картинах художника есть и белые ночи, и темные. Но точно именно ленинградских и петербургских ночей – больше всего. Блокада отняла у десятилетнего Ильи всех родных и близких. И этот город для него – навсегда и источник тоски, и источник радости.

"Это так красиво – пронзительно синее небо, белые льдины, а на льдине уже плывет кто-то, безумно красивое зрелище", – рассуждает народный художник СССР, академик Российской академии художеств, ректор Всероссийской академии живописи, ваяния и зодчества Илья Глазунов.

Около сотни картин, половина – новые. Глазунова буквально разрывают замыслы. "Изгнание торговцев из храма" – на полотне еще не высохла краска. Редкое изображение разгневанного Христа. Двухтонная "Раскулачивание" – Илья Глазунов и его ученики вместе устанавливали ее в Манеже. Картина новая, а замыслу уже больше полувека. Художник бережно хранил в памяти лица крестьян, какими он видел их в свои 5-6 лет. Писать такое полотно в советской стране было нельзя.

"Мне друг сказал: "Ты закончишь свою жизнь в лагере". Он был прав, – говорит Илья Глазунов. – Я долго готовился. Сейчас, конечно нет таких лиц уже, крестьянских – красивых".

Горят иконы и церкви, люди, кормившие всю Россию, плачут. Более 100 фигур на полотне, но в реальности 30 миллионов погибли во время коллективизации. И первые зрители говорили: не надо читать учебники, все и так понятно.