Слово олигарха

В Лондоне на процессе "Березовский против Абрамовича" невероятное оживление. Начал давать показания один из самых молчаливых и самых богатых людей – Роман Абрамович. Многие из тех, кто внимательно следит за процессом, сейчас обсуждают: сколько Березовский брал за свое покровительство?

По мере того, как судебное разбирательство в Лондоне между Березовским и Абрамовичем затягивается, эта тяжба все больше приобретает черты исторического процесса, в том смысле, что здесь звучат малоизвестные детали о том, как делался большой бизнес в России в 90-е годы прошлого века. Как говорится, сиди и записывай, а иногда и этого делать не нужно: свидетельские показания Романа Абрамовича отпечатаны в виде такой увесистой брошюры, для удобства – на русском и английском.

Самого владельца футбольного клуба "Челси", как ни странно, заметно раскрепостили дни, проведенные в коммерческом суде Лондона. Совершенно непубличный Абрамович теперь даже позирует поджидающим его фотографам, а в перерывах между заседаниями спокойно заходит перекусить в местный фастфуд.

Его оппонент, напротив, старательно поддерживает имидж человека, жизнь которого находится под постоянной угрозой. Телохранители не отступают от него ни на шаг и нарочито ограждают его от внешнего мира. Лондону такая картина совершенно не свойственна. Здесь так усердно охраняют разве что особ королевского дома. Кстати, в суде Березовский не упустил случая напомнить о своих заслугах перед британской короной. Его адвокаты зачитали письмо бывшего посла Великобритании в Москве сэра Эндрю Вуда.

Посол нахваливает Березовского, который в середине 90-х щедро делился с британскими дипломатами своими знаниями о происходившем в кремлевских кабинетах. Как раз тогда Березовский работал в Совете безопасности России, затем в исполкоме СНГ, то есть имел доступ к государственным секретам.

"Сведения, которые он предоставлял, были очень полезны. Он был всегда хорошо информирован и мог предвидеть события, которые, с его точки зрения, должны произойти в Кремле и не только в Кремле", – говорил сэр Эндрю Вуд, посол Великобритании в России 1995-2000 гг.

С письмом посла вышел еще один конфуз, который активно обсуждали в лондонских газетах. Сэр Эндрю счел нужным поблагодарить Березовского за освобождение в 1998 году двоих британских граждан из чеченского плена. И тут вдруг выяснилось, что это Абрамович дал деньги для того, чтобы за Камиллу Карр и Джона Джеймса был заплачен выкуп.

"Насколько я помню, переговорами в Чечне занимался Бадри (Патаркацишвили). Я дал ему деньги, он поехал туда и заплатил выкуп. И только после этого в Чечню полетел Березовский, окружив себя журналистами. Все было снято и показано по телевидению", – заявил Роман Абрамович.

Абрамович, который на этой неделе отвечал на вопросы адвокатов, шокировал всех еще одним откровенным рассказом – о том, что происходило в конце 90-х в российском алюминиевом бизнесе.

"Без Бадри (Патаркацишвили) я бы туда ни за что не полез, тем более, что там каждые три дня кого-то убивали", – рассказал Роман Абрамович.

Смакуя эти яркие цитаты, британские журналисты получили возможность сравнить выступления ключевых участников процесса.

"Показания Березовского в суде не слишком убедительны. Ему не хватает аргументов, он ссылается на других людей, которые якобы предоставят недостающие детали. Но в суде необходимы убедительные доказательства, а словам Березовского, мне кажется, нельзя слишком доверять. Я думаю, что Абрамович выиграет, он более четко мыслит и более последователен", – полагает журналист Марк Холлингсворт.

Для Березовского сейчас принципиально доказать, что он был полноправным партнером Абрамовича в компаниях "Сибнефть" и РУСАЛ. Но у него нет никаких подтверждающих документов, и, мало того, вплоть до своего бегства из России Березовский категорически отрицал, что у него вообще были в этих компаниях какие-то активы. Тогда он был чиновником, опасался обвинений в коррумпированности, зато теперь считает, что английский суд должен его поддержать.

"Вопрос в том, может ли английский суд и следует ли английскому суду защищать индивидуума, который бы получил такие доходы путем своего политического влияния, является очень интересным, открытым и противоречивым, как здесь любят говорить", – задается вопросом юрист лондонского адвокатского бюро Дмитрий Огнев.

"Не хотел бы я быть на месте судьи в этом деле. Это какой-то кошмар. Надо понять весь этот запутанный механизм оффшорных сделок по РУСАЛу и "Сибнефти" и плюс еще погрузиться в тот бардак, который был в "ельцинской" России в 90-е годы. Когда миллиарды долларов переходили из рук в руки после разговора в ресторане за обедом, и ничего нигде не было записано", – рассказывает корреспондент газеты "The Guardian" Люк Хардинг.

В этой ситуации многое будет зависеть от того, что скажут свидетели. Среди поддерживающих версию Березовского немало тех, у кого есть или были серьезные проблемы с российским законом.

Его партнеры Юлий Дубов и Николай Глушков были осуждены за хищения, еще один свидетель, бывший вице-президент ЮКОСа Леонид Невзлин, в России вообще имеет заочный пожизненный приговор.

Со стороны Абрамовича в суде примут участие бывший глава президентской администрации Александр Волошин и предприниматель Олег Дерипаска. Волошин уже прилетел в Лондон, чтобы выступить, но ему придется подождать. Показания Абрамовича затягиваются еще на три дополнительных дня. Причины объективные: слишком много времени уходит на перевод вопросов и ответов.