Тема:

"Северный поток" 6 дней назад

"Северный поток": энергетический коридор как повод поговорить о проблемах

8 ноября запущен газопровод "Северный поток". Подготовительные работы по его сооружению начались еще в конце 90-х. Пришлось преодолеть немало сложностей – и политических, и технологических, и финансовых. И вот теперь первый газ пошел из Выборга в Любмин.

8 ноября запущен газопровод "Северный поток". Подготовительные работы по его сооружению начались еще в конце 90-х. Пришлось преодолеть немало сложностей – и политических, и технологических, и финансовых. И вот теперь первый газ пошел из Выборга в Любмин.

На берегу Балтийского моря Дмитрий Медведев и Ангела Меркель пожимают друг другу руки в знак того, что Nord Stream пошел. Они открывают вентиль, чтобы не закрывать его, по крайней мере, 50 лет (это минимальный проектный срок эксплуатации).

"Реализации проекта предшествовал сложный период согласования, – напомнил президент России Дмитрий Медведев. – В 2005 году я тоже имел некоторое отношение к "Газпрому", я был председателем совета директоров "Газпрома". Помню разговоры очень разные по поводу требований, по поводу позиций. Каких только выступлений тогда мы не наслушались. Но главное – сегодня все видят, что задачи этого проекта абсолютно прагматические и экономические. И можно с уверенностью сказать, что новый газопровод будет самым современным в этой сфере".

Первая и вторая строящиеся еще нитки "Северного потока" уходят под воду в районе Выборга. Пересекают Балтику через экономические зоны Финляндии, Швеции и Дании и выходят на немецкий берег недалеко от городка Любмин в Передней Померании. Русский газ подается сюда под давлением в 180 атмосфер, которое на этой станции снижают до сотни, чтобы пустить дальше в европейские сети. При этом открывая вентиль здесь, никто не собирается закручивать его где-нибудь в другом месте.

55 миллиардов кубометров в год – этим можно обогреть и осветить 26 миллионов домохозяйств. И впервые европейский потребитель застрахован от политических и экономических проблем транзитных стран. Теперь он получает газ напрямую из России – это главное, что надо знать о Nord Stream.

"Это долгожданное событие, которое знаменует новый шаг в укреплении взаимоотношений России и Евросоюза, России и Германии и целым рядом других стран, которые принимали участие в строительстве газопровода, – убежден Дмитрий Медведев. – И, в конечном счете, это событие будет способствовать укреплению режима безопасности в Европе. Включая, естественно, и энергетическую безопасность, о которой мы так заботимся в период экономических сложностей".

Эти сложности сейчас, по сути, взвалены на немецкую экономику, которая тянет Евросоюз из долговой ямы. Президент Медведев пожелал своему коллеге, бундес-президенту Вульфу успехов. И Nord Stream – это приятный, но все-таки повод поговорить о проблемах глобального кризиса, которые к тому же усугубляется застарелыми политическими конфликтами. Например, очередным обострением между Израилем и Ираном, в ключевом и с экономической точки зрения ближневосточном регионе.

"Мы понимаем, что ближневосточный процесс, по сути, находится в тупике, – говорит российский лидер. – Развития никакого нет. Хотя все участники переговоров, все посредники прилагают к этому довольно значительные усилия. И если сейчас, в этих условиях, поднимать милитаристскую волну, угрожать кому-то – это может спровоцировать очень сложные последствия, вплоть до конфликта. Поэтому я считаю, что нужно выдохнуть, успокоиться и продолжить конструктивное обсуждение всех вопросов ближневосточной повестки дня, ядерной программы Ирана, а также всех других вопросов, а не угрожать в этой ситуации применением каких-то ударных сил. Это все может закончиться большой войной. А это для Ближнего Востока было бы катастрофой".

"Россия и Германия согласовано действуют в Совете безопасности ООН. А где нет 100% совпадения позиций?", – спрашивают немецкие журналисты.

"Такого не бывает даже в семейной жизни", – парирует президент провокационный вопрос и предлагает острую дискуссионную тему об отмене визового режима. "Мы, действительно, считаем визовый вопрос реальным рудиментом прошлого, от которого Евросоюзу необходимо отказаться, чтобы выстроить полноценные отношения с Россией", – говорит Дмитрий Медведев.

"Есть совместные шаги, и я хотел бы, чтобы мы этим шагам следовали и добились облегчения визового режима, – отмечает в свою очередь президент Германии Кристиан Вульф. – В ближайшие годы мы должны быть в контакте и в диалоге для этого".

Визовая волокита мешает и немецкому бизнесу, который, очевидно, хочет работать с Россией.

У крупнейших промышленников Германии сегодня еще будет возможность пообщаться с президентом Медведевым, когда ближе к вечеру он вернется в Берлин. По Nord Stream уже успеет пройти несколько тысяч кубометров газа.