Полиграф: вершитель судеб или обыкновенная машина

Госпроверки могли бы стать проще и быстрее, если для этого использовать полиграф. Суды уже учитывают данные детекторов лжи, правда, закон о его применении еще в разработке. Но стоит ли верить детектору лжи, особенно если речь идет о судьбе человека. Об этом ведущие "Утра России" спросили у эксперта.

Отмывать деньги в России станет сложнее. Поправки в закон о борьбе с легализацией преступных доходов меняет правила работы целого ряда финансовых учреждений. Банкиры, юристы, нотариусы и бухгалтеры смогут сами согласовывать правила внутреннего контроля за отмыванием средств, а вот создание помех при проведении государственных проверок теперь будет караться штрафом до 1 миллиона рублей.

Впервые административная ответственность грозит не только финансовым учреждениям, но и конкретным лицам. За нежелание сотрудничать с государством и проверяющими они заплатят до 400 тысяч рублей или будут отстранены от должности на срок до двух лет.

Есть в новом законе и послабление – банкам и юристам теперь не надо отчитываться о сделках с недвижимостью на сумму менее трех миллионов рублей. Правда, такую дешевую недвижимость в российских городах еще поискать надо.

Но все госпроверки могли бы стать проще и быстрее, если для этого использовать полиграф. Суды уже учитывают данные детекторов лжи, правда, закон о применении полиграфа еще в разработке. Его проект находится в Госдуме. Но стоит ли верить детектору лжи, особенно если речь идет о судьбе человека. Об этом ведущие "Утра России" побеседовали с директором компании по исследованиям на полиграфе Валерием Соколовым.

Он заявил, что категорически против применения полиграфа в судах и для обвинения людей, и для оправдания. По словам эксперта, для того чтобы хорошо работать на полиграфе, этому надо учиться как минимум год, и два года должна быть непрерывная практика. "Лично сам я в нем досконально разобрался через 2-2,5 года", – заметил Валерий Соколов.

Он посетовал, что сегодняшних полиграфологов готовят за неделю, за две. Они могут пройти дистанционные курсы, и получить сертификат специалиста. Однако сам полиграф – это обыкновенный магнитофон или видеокамера, которые просто фиксируют и записывают реакцию. И главное умение здесь – сделать правильную расшифровку записи, то есть правильно задавать вопросы, использовать методики.

Как подчеркнул Валерий Соколов, полиграф не обманешь, потому что это обыкновенная машина. Но обмануть можно полиграфолога, а уж плохо обученного полиграфолога тем более. Директор компании по исследованиям на полиграфе напомнил, что, например, в США полиграф применяется по предварительной договоренности обвинения и защиты.

"Они заранее договариваются показания на полиграфе считать в суде как доказательство. Тесты на полиграфе идут абсолютно одинаково, а проверки ведут два независимых специалиста. В России же этого нет, здесь один полиграфолог работает по одной методике, второй – по другой, один задает одни вопросы, другой – другие. Поэтому Россия пока не готова к широкому использованию полиграфа", – заключил Валерий Соколов.