Музей ювелирных шедевров: сокровища проходят нанореставрацию

К 250-летнему юбилею Эрмитажа в 2014 году в Санкт-Петербурге откроется Музей Faberge. Экспозиция, посвященная легендарному ювелиру, расположится в здании Главного штаба в Петербурге. В собрание музея Faberge войдут графические проекты ювелирных изделий из коллекции Эрмитажа.

К 250-летнему юбилею Эрмитажа в 2014 году в Санкт-Петербурге откроется Музей Faberge. Экспозиция, посвященная легендарному ювелиру, расположится в здании Главного штаба в Петербурге. В собрание музея Faberge войдут графические проекты ювелирных изделий из коллекции Эрмитажа. Специалисты Эрмитажа реставрируют шедевры ювелирного искусства с использованием нанотехнологий.

Музей Фаберже откроют только в 2014 году. А пока на золото и бриллианты особой огранки в Эрмитаже можно любоваться только в галерее драгоценностей. За эти копии российских императорских регалий Фаберже получил гран-при на Всемирной выставке в Париже.

Произведений, созданных мастерами дома Фаберже, в Эрмитаже не много. Экспонаты поместились в одной витрине особой кладовой. Например, блюдо из горного хрусталя с эмалями и алмазами.

Совсем недавно на работе было множество царапин, драгоценные камни шатались, а эмаль рассыпалась. Спасли блюдо нанотехнологии. Аппараты лазерной сварки и очистки уникальные – у них нет аналогов. Так что мировые музеи в особо сложных случаях везут экспонаты сюда – в Эрмитаж.

"Чем меньше длительность импульса при очень высокой мощности, тем лучше происходит процесс очистки, мы не повреждаем основу. Например, я могу удалить чернила с бумаги, не повредив бумагу, даже можно, например, удалять татуировки с рук без повреждения кожи", – объясняет заведующий лабораторией научной реставрации драгоценных металлов Государственного Эрмитажа Игорь Малкиель.

Реставраторов удивить практически невозможно. Они заставляют снова сверкать императорские драгоценности, собирают булавку из золотых нитей, которые в несколько раз тоньше человеческого волоса, заводят механизм стреляющих вилок и ножей XVIII века.

"Заряжается сюда пуля, взводится курок, они кремниевые, здесь полочка для пороха специальная, и производится выстрел, это серебро с позолотой, а дуло этого оружия сталь", – показывает Игорь Малкиель.

Новая жизнь каждой отдельной вещи – зачастую просто судьба. Так жемчуг в серебряной лампаде Фаберже закрепили благодаря финансированию меценатов.

Другие предметы ювелирного искусства еще ждут позолоты и очистки. Такая реставрация – это долго и дорого. К экспозиции в новом музее Фаберже сокровища будут готовить целых три года.