В Москву приехали 11 работ Караваджо

26 ноября в столице откроется выставка работ одного из самых известных мастеров в истории мировой живописи – Микеланджило да Караваджо. Публика увидит 11 полотен художника. И это по-настоящему беспрецедентный случай. Ни в одной стране ранее не было представлено более двух картин.

26 ноября в столице откроется выставка работ одного из самых известных мастеров в истории мировой живописи – Микеланджило да Караваджо. Публика увидит 11 полотен художника. И это по-настоящему беспрецедентный случай. Ни в одной стране ранее не было представлено более двух картин. Один из шедевров – знаменитого "Юношу с корзиной фруктов" – уже показали журналистам.

С этим "Юношей с корзиной фруктов" не получится познакомиться поближе – ближе трех шагов к нему не подпускают карабинеры и непробиваемая витрина. А как он из Италии "собирался" в Москву – отдельная история. "Рейс был обычный. Но готовили к нему картину несколько дней, – рассказал чрезвычайный и полномочный посол Италии в России Антонио Дзанарди Ланди. – Шедевр Караваджо упаковали в три контейнера, которые размещались один в другом. Контейнеры были герметичными, чтобы всегда поддерживалось оптимальное давление, влажность и температура. А саму картину обложили еще специальной ватой, чтобы защитить от повреждений".

Знаменитый ломбардийский художник Микеланджело Меризи да Караваджо прославился своими религиозными сценами. Нетипичный для него "Юноша с корзиной фруктов" – одна из ранних работ, была написана около 1593 года. Тогда полотно так понравилось коллекционеру Сципиону Боргезе, что он был готов на все, лишь бы завладеть картиной.

"Кардинал Боргезе – основатель знаменитой галереи Боргезе, – уточняет итальянский посол. – В Риме посадил в тюрьму первого владельца этой работы – кавалера Дар Пино, который, кстати, был учителем Караваджо. И выпустил его только в обмен на полотно".

Однако на этом споры и скандалы вокруг "Юноши" не закончились. Засомневались в авторстве. Некоторые полагали, что картина была написана двумя разными художниками. Уж слишком явный контраст: сдержанно и мягко нарисована фигура мальчика, подробно и точно прописаны цветы и фрукты. Сегодня принято считать, что такого эффекта и добивался Караваджо. Кстати, за изображение мятых яблок и обкусанных насекомыми листьев живописца называют предвестником фотографии.

"Он открыл реалистическое искусство, он отошел от идеального, утопического образа ренессанса к искусству реальной жизни, – отмечает директор ГМИИ имени Пушкина Ирина Антонова. – Он совершил огромный переворот. Это мастер-новатор, пророк такой для последующих столетий".

Долгое время работу считали автопортретом. Но доказать этого так и не удалось. Искусствоведы спорили и о том, как этого "Юношу" понимать. Сначала видели в нем образ осени, затем аллегорию вкуса и, наконец, признали метафорой тщеславия – за взгляд поверх зрителя.

Показ картины "Юноша с корзиной фруктов" – пятая встреча цикла "Шедевры из итальянских музеев". Караваджо "приехал" в Москву вслед за Рафаэлем, Бернини, Лотто и Беллини. Полотно будет гостить у нас три месяца. Из итальянского посольства «переедет» в Пушкинский музей, где помимо "Юноши" представят и 10 других работ художника.

Экспозицию "Караваджо, картины из собраний Италии и Ватикана" российские критики уже назвали одним из главных выставочных проектов года.