Побег из Большого

18 ноября состоялась премьера в Большом "Спящей красавицы". Постановка великого Григоровича уже вызвала восторженные отклики зрителей и критиков. А 14 ноября случился громкий культурный трансфер – переход из Большого в Питер, в Михайловский театр звездной пары – Ивана Васильева и Натальи Осиповой.

Арабески – от переизбытка чувств. Иван Васильев и Наталия Осипова чувствуют себя комфортно на берегах Невы. Обсуждают творческие перспективы, которые теперь у звездной пары связаны с Михайловским театром.

"Первый вопрос был, когда мы обсуждали переход в Михайловский – это репертуар, что буду ставить. Вот это было важно. Про финансы и все остальное мы говорили гораздо позже", – рассказывает солистка Большого театра Наталия Осипова.

"Я хочу танцевать другое и лучше, чем роль "Спартака". Хочу развиваться. Нам стало слишком удобно и комфортно. Нам надо что-то поменять, тряхнуть себя, чтобы идти дальше", – говорит солист Большого театра Иван Васильев.

Это известие всколыхнуло театральный мир. В Большом никто об этом решении премьеров не догадывался. Даже Марина Кондратьева, педагог, репетитор Наталии Осиповой.

"Она позвонила ночью, мы даже не обсуждали причины. Я ей единственное сказала: "Наташ, ты посмотри, ведь сколько у тебя спектаклей, практически весь репертуар. Ты пойми, ты выучилась, спектакль станцевала, это же не кончается, каждый год работа над этим же спектаклем, ты растешь", – вспоминает балетмейстер-педагог Большого театра, народная артистка СССР Марина Кондратьева.

В Михайловский Осипову и Васильева уже приглашали полтора года назад. Но тогда в Большом артисты сразу же были переведены в разряд премьеров, то есть получили более высокий статус.

"Ваня и Наташа замечательная пара балетная. Я убежден, что их переход в Михайловский театр, а театр даже не категории "В", а категории "С", это для них просто катастрофа. Они оказались заложником неких действий частного бизнеса, который сегодня вдруг так активно стал вмешиваться в культурную жизнь музыкальных театров", – признается генеральный директор Большого театра Анатолий Иксанов.

"Это выстрел из 90-х, ему еще надо пиджак малиновый и золотую цепь. Тогда такие заявления можно делать в адрес государственного учреждения. У нас орден Ленина есть. Мы – академический театр оперы и балета. С нами так нельзя делать", – говорит генеральный директор Михайловского театра Владимир Кехман.

Михайловский театр во все времена в Северной столице был в тени Мариинского. В начале 2000-х театр окончательно пришел в плачевное состояние. В 2007 году его возглавил Владимир Кехман. Он начал приглашать прославленных артистов, педагогов, дирижеров. Вот Кехман репетирует роль принца Лимона в детском балете "Чипполино". Это остроумие в Петербурге оценили. Ведь когда Кехман возглавил театр, он был крупным предпринимателем, занимался импортом фруктов. Осипова и Васильев в Михайловском впервые выступили два года назад в "Жизели". Публика встретила их тепло. Сцена тут меньше, ежегодных гастролей в Европе нет, но есть большие надежды. В 2012 году специально на них будет ставить спектакль Начо Дуато – главный балетмейстер Михайловского, известный испанский хореограф.

"Когда это делают артисты в возрасте, с солидным стажем, моего поколения – да. Им объясняют, что у них нет перспективы. Это понятно, потому что все-таки всегда ставку делают на молодых. Что лукавить, правда. А когда это делают артисты на взлете – это трагедия", – полагает солист Большого театра, народный артист России Николай Цискаридзе.

В театральных кругах вспоминают все громкие балетные истории. Каждая соответствует эпохе. Первый громкий скандал в истории русского балета случился в Мариинском театре. 15 апреля 1901 года прима Матильда Кшесинская должна была на этой сцене танцевать русский танец в платье с фижмами. Матильда Феликсовна была коренастой, невысокого роста, в Петербурге ее звали "коротконожкой". Она посчитала, что фижмы портят ее фигуру, и не надела их. Ей вынесли строгий выговор, Кшесинская тогда обратилась к заступничеству высоких покровителей. В результате директор императорских театров князь Волконский вынужден был подать в отставку.

При Сталине шума вокруг перехода артистов в другой театр быть не могло. Если вождь всех народов хотел видеть в Большом ленинградку Галину Уланову, то она безропотно подчинялась. В конце 1950-х ситуация изменилась, но лишь отчасти. Актеры оставались полностью зависимыми. Ни зарубежных гастролей, ни контрактов. Никто не роптал, и, разумеется, не смел обсуждать репертуар. И только самые отчаянные бежали заграницу, навсегда отрезав для себя возможность возвращения. Первым остался на Западе Рудольф Нуреев. В 70-х – Макарова, Барышников, Годунов. Порвала с Мариинским театром, чтобы уйти в никуда Алла Осипенко. Были столкновения равновеликих – когда-то Большой покинули и Владимир Васильев с Екатериной Максимовой. Нынешний случай – иной.

"Работать и переходить из театра в театр и работать в разных труппах – абсолютно нормально, ничего катастрофического и ужасного нет. Абсолютно", – уверена солистка Большого театра Наталия Осипова.

16 декабря в Петербурге в Михайловском театре премьера. "Спящая красавица" в постановке Начо Дуато. "Аврору" и "Принца" будут танцевать, конечно же, Наталия Осипова и Иван Васильев.

А в Большом премьера этой недели – тоже "Спящая красавица" в постановке Юрия Григоровича. Это классическая версия в восхитительных декорациях и костюмах. Как всегда аншлаг и прекрасная пресса. "Аврора" – Светлана Захарова. "Принц Дезире" – из-за океана. Это Дэвид Холберг – восходящая звезда американского Балетного театра.

"Для меня такая честь танцевать на этой сцене со Светой Захаровой, это восхитительно", – признается солист Большого театра Дэвид Холберг.

В графиках репетиций Большого еще значатся фамилии Осиповой и Васильева. 27 ноября они выйдут на родную сцену в "Дон Кихоте". Как все российские граждане, после подачи заявления они должны отработать две недели, по КЗОТу.