Глава Ростуризма: нашу страну надо активнее рекламировать

За прошлый год Россию посетило более 22 миллионов иностранцев. В этом году ждать существенного увеличения турпотока из-за рубежа не приходится, считает глава Ростуризма Александр Радьков. Однако федеральная программа, призванная привлечь иностранных туристов, уже запущена.

За прошлый год Россию посетило более 22 миллионов иностранцев. Из них с туристическими целями приехало 2,1 миллиона, а по служебным делам – более 4 миллионов. За первое полугодие нынешнего года Россия приняла почти 11,5 миллионов иностранных граждан. Насколько интересна наша страна для туристов? И как сделать ее еще более привлекательной?

Эта задача весьма непростая в нынешних условиях, признался глава Федерального агентства по туризму Александр Радьков. "Этот год с точки зрения въездного туризма довольно сложный. Наши основные страны-доноры – это европейские страны: Германия, Франция, Великобритания, Италия. К сожалению, в еврозоне сейчас не все в порядке. Конечно, туристическая активность граждан еврозоны снизилась", – пояснил он.

Решить этот вопрос призвана Федеральная целевая программа развития внутреннего и въездного туризма, запущенная в этом году. Общий объем ее финансирования составит более 330 миллиардов рублей, рассказал Радьков. Из федерального бюджета при этом будет выделено 96 миллиардов рублей.

Основная часть средств пойдет на развитие инфраструктуры . "Часть денег – примерно 2 миллиарда рублей – будет направлена на рекламу. Это те средства, которые будут выделены из федерального бюджета до 2018 года, – сообщил Радьков. – Куда пойдут эти деньги? Существует уже проверенный эффективный инструментарий продвижения турпродукта: ролики, сюжеты, телепередачи о России, о российском туризме, которые будут показаны на федеральных каналах". Продвигать российский турпродукт ведомство намерено также в социальных сетях в Интернете.

Руководитель Ростуризма отметил, что зачастую информация о России, которая распространяется за рубежом, подается в искаженном виде. Тому есть ряд причин. В каких-то случаях это - политическая ангажированность, но порой - просто недостаток рекламы. "Это у нас хроническая беда. Мы тратим на рекламу нашей страны за рубежом очень мало по сравнению с европейскими странами. Рекламный бюджет Испании, Италии исчисляется десятками миллионов евро", – констатировал он.

По словам Радькова, средства, вложенные в рекламу, обязательно окупятся. Он пояснил, что для привлечения в страну 1000 евро, которые потратят иностранные туристы, в рекламу надо вложить 3-5 евро.

Радьков отметил, что сегодня доля туризма в российском ВВП – примерно 2,5%. Для сравнения: в развитых странах это примерно 6-7%, а где-то даже 12%. "Наверное, для России довести этот показатель до 6-7% - это было бы очень важно", – отметил глава Ростуризма. Сейчас, по его словам, руководители российских регионов приходят к осознанию того, что туризм может принести значительные доходы в бюджет. "Происходит ломка стереотипов. Все больше глав регионов начинают воспринимать туризм серьезно. Ведь многие регионы могут жить за счет туризма", – отмечает Радьков.

Говоря о том, какие именно регионы наиболее привлекательны для туристов, он отметил, что лидерами были и остаются города Золотого кольца, а на азиатском рынке активно продвигается Бурятия.

Однако здесь есть ряд проблем, и в первую очередь - неразвитая инфраструктура. "Не хватает гостиниц. Прежде всего, в регионах", – отметил Александр Радьков. В Москве и Санкт-Петербурге ситуация выглядит более-менее позитивно: номерной фонд московских гостиниц составляет сегодня 42 тысячи номеров, в Петербурге - 28 тысяч. Кроме того, в Северной столице работает порядка 600-800 мини-отелей. И все равно этого не хватает, отмечает Радьков.

Еще одна проблема – дорогие перевозки, которые зачастую делают российский турпродукт неконкурентоспособным. "Если перевозка занимает 70% пакета, конечно, это дорого. И здесь надо развивать и поддерживать сегмент лоукост-перевозчиков", – отметил глава Ростуризма. По его мнению, несмотря на то, что с рынка исчезла компания "Авианова", специализирующаяся на бюджетных (лоукост) перевозках, ставить крест на самой идее недорогих перелетов не стоит.

"Лоукост-перевозчики есть, они успешно работают в Европе, и здесь просто надо просчитывать. Безусловно, тарифная политика должна стимулировать массовый туризм", - сказал Радьков.

Третья проблема – это нехватка кадров, в основном, линейного персонала: горничных, официантов. "Здесь очень важен обмен опытом с зарубежными коллегами. Обмен студентами, стажировки. Важно развивать и национальные гостиничные цепи, потому что они будут для себя сами кадры готовить", – считает глава Ростуризма.

На сегодняшний день в России ощущается недостаток иностранных туристов, отметил Радьков. По его словам, в ближайшее время спада турпотоков из-за границы не предвидится, но большой рост мы тоже вряд ли увидим. Поэтому, по его словам, в этом направлении нужно работать очень активно, и это работа не только для туристического ведомства, но и для МИДа, и для политиков. Здесь нужно двигаться в направлении отмены визового режима с европейскими странами, хотя бы упрощать процедуру выдачи виз иностранным гражданам, отметил Радьков. "Нужно продвигать бренд России в целом", - заключил он.