Пушкинский музей покажет шедевры Караваджо

В Пушкинском музее готовятся к беспрецедентной выставке. В Москве покажут 11 полотен Караваджо. Столько картин сразу за пределами Италии не показывали. Экспозиция откроется в субботу и будет работать почти три месяца.

В Пушкинском музее готовятся к беспрецедентной выставке. В Москве покажут 11 полотен Караваджо. Столько картин сразу за пределами Италии не показывали. Экспозиция откроется в субботу и будет работать почти три месяца.

В больших контейнерах, упакованные в специальную вату, картины Караваджо из разных уголков Италии съезжаются в Москву. Пока в Пушкинский музей доехали 7 работ, ждут еще 4. Прежде, чем шедевр займет свое место в экспозиции, нужно проверить, как он перенес дорогу, нет ли повреждений.

С Караваджо буквально сдувают пылинки. Под ярким светом обследуют полотно сантиметр за сантиметром. И так будет с каждой из 11 картин. Столько работ художника одновременно за пределы Италии не выезжали никогда. Критики на лестные отзывы не скупятся и называют предстоящую экспозицию одним из главных выставочных проектов года.

"Эта выставка какое-то чудо! Дело в том, что музея Караваджо, как музея, не существует. Его произведения в церквях, в музеях, но, как правило, одна вещь в одном музее. И никто не хочет расставаться со своим единственным произведением", – рассказала директор ГМИИ им. Пушкина Ирина Антонова.

Анатомически достоверное тело мертвого Христа (Караваджо не считался с традиционной иконографией) на большом полотне "Положение во гроб". Картина не то, что пределы Италии – Ватиканского дворца четыре века не покидала, словно порицая своего создателя, всю жизнь проведшего в бегах со скандалами, исками, судебными разбирательствами.

"Это типажи, взятые из жизни, и поэтому они невероятно убедительны. А с другой стороны, из всей этой группы он создает скульптурную группу, скульптурную композицию. Поэтому, понимаете, это такой одновременно реквием", – пояснила куратор выставки Виктория Маркова.

"Положение во гроб" Караваджо писал в Риме, где провел 15 самых ярких лет своей жизни. И откуда ему пришлось бежать, когда за убийство в драке художнику вынесли смертный приговор. Уже в Неаполе без денег, но еще с влиятельными покровителями, он пишет "Бичевание Христа". Здесь его знаменитое караваджистское контрастное освещение. Яркая фигура Христа на темном фоне словно освещает пространство вокруг. И такой "Спящий Амур" со складками на коленках тоже мог появиться только у Караваджо.

Ирина Антонова: "Человек, который новатор, бунтарь, революционер в своем роде, повернувший движение искусства подобно тому, как на рубеже XV-XVI века Микеланджело, Рафаэль, Тициан, Леонардо да Винчи повернули искусство. А он это сделал один. И такие великие мастера, как Рембрант, Рубенс, Веласкес вряд ли могли бы состояться без него".

Караваджо превратил Ренессанс в барокко. Правда, с оттенком реализма. Его герои не аристократы, а картежники, гадалки и падшие женщины. А за искусное изображение мятых яблок и обкусанных насекомыми листьев, как на картине "Юноша с корзиной фруктов", художника вообще называют предвестником фотографии. Гений и убийца, вундеркинд и наглец. Его картины тоже – часть биографии. "Мученичество святой Урсулы" писал на заказ, и чтобы быстрее отправить адресату, едва подсохшие краски покрыл лаком и выставил на солнце. Изображение потекло, поэтому полотно постоянно реставрируют. Последняя работа художника. Уже через несколько дней его ждало помилование Папы. О котором художник так и не узнал. Караваджо умер от малярии по дороге в Рим.