Уникальная премьера к 100-летию Бориса Покровского

В Камерном музыкальном театре имени Бориса Покровского – уникальная постановка. Впервые на русском языке там представлена опера Моцарта "Идоменей" в редакции Рихарда Штрауса. Либретто перевели так, чтобы сложный сюжет был понятен современной публике.

В Камерном музыкальном театре имени Бориса Покровского – уникальная постановка. Впервые на русском языке там представлена опера Моцарта "Идоменей" в редакции Рихарда Штрауса. Либретто перевели так, чтобы сложный сюжет был понятен современной публике.

Постановку моцартовского "Идоменея" на сцене театра имени Бориса Покровского можно было назвать второй в России – после премьеры Мариинского театра 2009 года. На самом деле, именно эту версию оперы – в переработке Рихарда Штрауса – на отечественной сцене исполняют впервые. Геннадий Рождественский нашел партитуру три года назад в типографии немецкого городка Фридрихсхафен. Накануне премьеры он знакомит с ней журналистов. "Я нахожу это совершенно выдающимся, уникальным сочинением, симбиозом двух творческих гениев. Меня привлекала чрезвычайно идея соавторства", – рассказал маэстро.

По оценке музыковедов, "Идоменей" – первая "взрослая" опера 24-летнего Моцарта. При жизни композитора она ставилась лишь дважды, так как современники не оценили эту новаторскую музыку. Лишь спустя полтора века "Идоменей" обрел вторую жизнь в редакции Рихарда Штрауса. "Он сократил оперу вдвое. Я вам скажу, что я его прекрасно понимаю. Мне приходилось дирижировать оригиналом моцартовским "Идоменея", который шел около четырех с половиной часов, и это было утомительно", – рассказал Геннадий Рождественский.

Современным меломанам непривычно в роли могучего воителя слушать тенора – музыкальные привычки XVIII века исключали низкие голоса у главных героев.

Возвращаясь на родной Крит с Троянской войны, Идоменей попадает в бурю. Чтобы спасти жизнь, он клянется принести в жертву Нептуну первого, кого встретит на берегу, и первым оказывается его сын Идамант. Сюжет тем более напоминает библейскую историю про Иеффая с дочерью, что Идамант – сопрано, певица Евгения Суранова. У Моцарта эта партия отдавалась кастрату.

Рихард Штраус утяжелил оркестровку, поменял местами некоторые арии, переосмыслил характеры персонажей и даже заменил целую роль – отвергнутую невесту Идаманта Электру на жрицу Исмену, которую критики назвали "Геббельс в юбке".

Исполнительница партии Исмены Татьяна Федотова пояснила: "Он вписал это в угоду своему времени, иллюстрируя то время, в которое он жил, и то, что у него болело, что он переживал как человек. Все это он просто вписал. И это был очень удобный сюжет – об Идоменее. И написанная уже опера..."

У Моцарта причина ненависти Электры к пленной троянке Илии – простая ревность. В новой же редакции Исмена – носитель идеи расовой чистоты – ненавидит Илию за ее фригийское происхождение. Актуальная тема для Германии 1931 года!

О том, как сам Рихард Штраус относился к нацизму, лучше всего говорит финал оперы: эллин и фригийка, разрушив все препятствия, наследуют Критский престол.

Опера "Идоменей" – первое мероприятие, которым театр отмечает столетие со дня рождения своего основателя. Через два месяца кульминацией "Года Покровского" станет спектакль с Сергеем Юрским в главной роли – "Диалоги с Покровским", составленный из сценических и литературных сочинений великого режиссера.