Евгений Миронов. Артист, которому подвластно всё

Художественный руководитель Театра наций Евгений Миронов отмечает 45-летие. Он не мог не стать артистом, и все об этом знали: в городке Татищево-5 Саратовской области, где и мама, и папа участвовали в самодеятельности. Он был уверен: поступит.

Художественный руководитель Театра наций Евгений Миронов отмечает 45-летие.

Это как в новой квартире играется свадьба, говорит худрук Евгений Миронов про сегодняшний день Театра наций.

"Когда мы что-то репетируем и слышим звуки чудесные дрели, приходится успокаивать режиссеров, – рассказывает народный артист России Евгений Миронов. – Либо вдруг покрасили ночью что-то лаком, а дальше артисты ведут себя странно на репетиции, режиссер думает, что они выпивали накануне".

Репетируют "Фрекен Жюли" с Чулпан Хаматовой, Юлией Пересильд и немецким режиссером Томасом Остермайером. На все про все – месяц. Миронов в театре – каждый день, с 11 и до 11.

"Он – как самый юный студент первого курса – слушает вот такими ушами, слышит все замечания, которые делает режиссер, тут же готов выйти на площадку, – говорит заслуженная артистка России Чулпан Хаматова. – Попробовать правильно, неправильно, ошибиться, еще раз встать, опять ошибиться, еще раз выйти".

Чулпан Хаматова признается: иногда ей за Миронова страшно. Он в любую работу бросается, не щадя себя. Взвалил на плечи Театр наций, с триумфом сыграл роль прораба, сам искал на реставрацию деньги, сам контролировал строителей. И вот – торжественное открытие. Сентябрь. И вдруг среди официоза, между интервью – мама.

Евгений Миронов не мог не стать артистом, и все об этом знали: в городке Татищево-5 Саратовской области, где и мама, и папа участвовали в самодеятельности, он был уверен: поступит. Поступил, и все фантазии по поводу профессии тут же рассеялись.

"У меня роли всегда попадались в кино, где я в грязи, в болоте, – продолжает Евгений Миронов. – Я вот всегда думаю: ведь где-то есть артисты, которые ходят в белых костюмах, на фоне моря, с сигарой. А мне один раз повезло. Это был "Дневник его жены", и то я должен был падать в море".

В фильме "Космос как предчувствие" – снова в море, вода – плюс 8. А ведь должен был сыграть другую, вторую роль, Германа. "Мы примерно в течение полугода подбирали партнера, и я не нашел не нашел ничего, не мог поделать адекватного ему человека, который мог бы наравне с ним встать", – признается режиссер Алексей Учитель.

Не просто талант – умноженный на величайший профессионализм. Акцент для фильма "Мусульманин" – это десятки пересмотренных кассет с записями. А тоненький голос Достоевского – тома прочитанной литературы. Сложнее всего давался "Идиот". Князя Мышкина нельзя было сыграть, только превратить свои глаза в его. И он превратил.

Гротеск Салтыкова-Щедрина. Шукшин. Шекспировский слог. Ему подвластно все. Это уже театральная легенда – как после "Гамлета" Миронову пришлось поправлять здоровье. "Я просто сыграл подряд 20 спектаклей, – поясняет Евгений Миронов. – 20 раз сходить с ума и быть убитым – непросто. Я поехал в санаторий, он оказался для ветеранов сцены".

День рождения Евгений Миронов отмечает в Милане – на гастролях, с "Рассказами Шукшина". Друзья и коллеги желают здоровья и терпения. И тут же добавляют: этот актерский организм бесполезно просить – "Береги себя".