"Большая книга": выбор читателей совпал с мнением жюри

В этом году "Большой книгой" назван роман "Письмовник" Михаила Шишкина. Вердикт жюри Национальной литературной премии совпало с итогом народного интернет-голосования. Второе и третье места премии – у Владимира Сорокина и Дмитрия Быкова.

В этом году "Большой книгой" назван роман "Письмовник" Михаила Шишкина. Вердикт жюри Национальной литературной премии совпало с итогом народного интернет-голосования. Произведение прозаика, живущего в Швейцарии, уже давно покорило россиян. Так, спектакль по этому своеобразному пособию о том, как нужно писать романтические письма, с успехом идет на сцене МХТ имени Чехова. Второе и третье места премии поделили Владимир Сорокин и Дмитрий Быков.

Писатели, поэты, критики, редакторы ведущих российских газет – все сливки литературного общества собрались в Доме Пашкова, где вместо "Большой книги" увидели... большое кино. Романы всех номинантов премии экранизировали, десять короткометражек передают основное настроение сочинений финалистов.

Это был первый сюрприз "Большой книги", на которую в этом году впервые претендовали только художественные произведения. Член жюри премии "Большая книга" Александр Архангельский пояснил: "В кино есть события, нет события – вы можете устроить скандал, потому что все знают этих людей в лицо... В книжном деле этого сделать нельзя. Потому что книжное дело тихое, и если в этом году не присудили премию, значитт, в следующем году вами никто не интересуется. Поэтому премия "Большая книга" по определению ровная. Может быть год подъема, год спада, но она есть. Она проводит линеечку, и мы по этой линеечке выверяем".

Экспертный совет премии до начала церемонии удалился в тайную комнату. Ему предстояло подсчитать голоса членов жюри – так называемой Литературной академии, куда входят влиятельные писатели, литературоведы и бизнесмены, всего 107 человек. Никогда еще "Большую книгу" не выбирало так много людей, и подсчет голосов затянулся почти на полтора часа.

За это время вручили призы фаворитам читательского голосования, а также две специальные награды. Премией "За вклад в литературу" отмечен Питер Мейер – английский и американский издатель, который публикует произведения русской литературы – Толстого, Достоевского, "Повесть временных лет". "Я могу сказать, что это сюрприз для меня, я узнал об этом только вчера вечером", – признался лауреать, обращаясь к собравшимся. Приза "За честь и достоинство" удостоился Фазиль Искандер. К сожалению, 82-летний писатель, которого называют "русским Фолкнером", приехать на церемонию награждения не смог.

Перед самым объявлением лауреатов "Большая книга" преподнесла еще один сюрприз: всем победителям премии достанутся авторские стенды в книжном магазине "Москва". Впрочем, авторам-финалистам жаловаться на коммерческий неуспех своих произведений и так не приходится.

Читатели и жюри в этом году оказались единодушны: лучший – Михаил Шишкин. Таким образом, он уже дважды стал лауреатом "Большой книги". В 2006 году писатель завоевал третье место. "Письмовник" Михаила Шишкина – романтическая переписка юноши и девушки – растрогал Олега Табакова. Народный артист России назвал роман "гениальным" и распорядился поставить в своем МХТ имени Чехова. На сцену роман перенесла режиссер Мария Брусникина.

"Ты пишешь для зеркала, потому что как только ты кого-то себе представляешь, это уже компромисс. Но ты рискуешь, что когда ты закончишь книгу, то только со своим идеальным читателем на пару и останешься, со своим зеркалом. А премия – это показатель того, что кому-то то, что ты делал, очень важно", – сказал Михаил Шишкин на церемонии вручения премии.

Вторым лауреатом стал Владимир Сорокин. Его книгу "Метель" тоже успели поставить. Марк Розовский в Театре у Никитских ворот. Это произведение называют метафорой русского хаоса. Все смешалось в "Метели" – зомби, портрет Государя и автомат Калашникова.

Наконец, третье место – у Дмитрия Быкова. С Михаилом Шишкиным они будто поменялись местами: в том же 2006 году как раз Быков был первым. Роман "Остромов, или ученик Чародея" – о забытом ныне "Деле ленинградских масонов" 1920-х годов.

Эксперты считают, что хотя книги-победители несхожи по стилю, но кое-что их все-таки объединяет. Все авторы озабочены судьбой России, которая, как никогда, определяет судьбы их героев.