Сирия: управляемая революция

Военный конфликт в Сирии теперь не только на городских улицах страны, но и в многочисленных виртуальных сетях. Призывы экстремистского характера на интернет-сайтах и в приложениях к смартфонам: громить магазины, провоцировать военных – делать всё, что не способствует диалогу с официальным Дамаском.

Военный конфликт в Сирии теперь не только на городских улицах страны, но и в многочисленных виртуальных сетях. Призывы экстремистского характера на интернет-сайтах и в приложениях к смартфонам: громить магазины, провоцировать военных – делать всё, что не способствует диалогу с официальным Дамаском.

До начала волнений голосовые чаты были крайне непопулярны среди сирийцев. За 16 лет наблюдений американский журналист Рафик Лютф встретил там всего 30 человек. Во-первых, виртуальные комнаты обсуждения стоят по 2-3 тысячи долларов в месяц, во-вторых зарегистрироваться в них можно только, находясь за рубежом. После событий в Тунисе и Египте пошел всплеск активности в сирийском сегменте. Одновременно по 2000 человек из США, Европы и стран Персидского залива. Судя по перехваченным Рафиком сообщениям, чат стал закрытой сетью для заказчиков и исполнителей.

"Там много экстремистов, есть и известные люди – бывший вице-президент Сирии, живущий в Париже, братья-мусульман (запрещена в РФ)е, дезертиры и боевики, создавшие сирийскую Свободную армию. Они обсуждают, где взять денег, как финансировать беспорядки, провоцировать армию, стрелять в людей. Дают четкие указания, и платят исполнителям деньги", – рассказывает Рафик Лютф.

Помимо прочего большие деньги предлагают за организацию, и главное съемку, выступлений против власти. Платят за угрозы сирийским деятелям и за звонки на крупные каналы под видом очевидцев событий.

"Люди смотрят и верят, а я то знаю, что он сидит и звонит из Европы. Потом в этом чате он смеялся и рассказывал, как он всех обдурил и как он старается на благо сирийского народа", – продолжает Рафик Лютф.

Рафику удалось записать больше шести тысяч часов таких переговоров. Часть уже в руках полиции, а часть он предал гласности на сирийских каналах. После чего посыпались угрозы, пару дней назад неизвестные пытались взломать его дом в Дамаске. Но вычислить его в сети они пока не могут.

У оппозиции за рубежом есть свое новостное приложение для смартфонов. Первое, что попало на ленту – фотографии нападения дезертиров, создавших сирийскую Свободную армию на базу военно-воздушных сил страны. Там же выкладывают сообщения о погибших борцах с режимом, в общем, все, что не подтверждается по официальным каналам. В Сирии это приложение уже заблокировано, да и мало кто может его скачать, смартфоны есть далеко не у всех. Но изначальная цель – донести свою версию событий до мировой общественности.

По словам секретаря национального объединения сирийских коммунистов, правильнее называть это не внешней, а непатриотической оппозицией, которая пытается захватить власть в стране. И помогают ей в этом западные страны.

У патриотической оппозиции есть свои претензии, по их словам, богатства страны сосредоточены в руках, как их здесь называют, новых сирийцев – бизнесменов из президентского окружения. Кроме того, партии хотят изменить социально-экономическую политику и устроить амнистию, хотя за последние полгода их уже было три. Но в отличие от зарубежных деятелей никто в Сирии в ультимативной форме не требует отставки президента.

По словам секретаря национального комитета по объединению сирийских коммунистов Джамиля Кадри, единственный выход из опасной для всего региона ситуации – это диалог. То, к чему призывают политические деятели внутри страны и то, от чего упорно отказывается оппозиция, действующая из-за рубежа.