В Москве впервые выставлены сорок гравюр западных мастеров

Сорок старинных гравюр западноевропейских мастеров – в Москве. В стенах Музея архитектуры имени Щусева открылась выставка произведений, до этого момента нигде не выставлявшихся. Прежде чем показать их зрителю, гравюрам буквально возвратили жизнь в центре имени Грабаря.

Сорок старинных гравюр западноевропейских мастеров – в Москве. В стенах Музея архитектуры имени Щусева открылась выставка произведений, до этого момента нигде не выставлявшихся. Все эстампы из коллекций различных провинциальных музеев и все они были в очень плохом состоянии. Прежде чем показать их зрителю, гравюрам буквально возвратили жизнь в центре имени Грабаря.

Самая ценная гравюра из тех, что выставлены в Музее архитектуры имени Щусева – великого немецкого художника Альбрехта Дюрера. Год создания – 1503-й. На первом плане белые лилии, символ чистоты и непорочности. Интерьер, в котором Архангел Гавриил сообщает Деве Марии благую весть.

Евангельский сюжет – один из любимых у художников разных эпох. Эта гравюра на дереве, иначе ксилография, та техника, которую Дюрер реформировал, и которая его прославила. Эстамп настолько редкий, что реставраторы Центра имени Грабаря решили не добавлять или, как говорят специалисты, "не доливать" обрезанные края.

Гравюра поступила сюда из Саратовского художественного музея в плохом состоянии, часть бумаги съели жучки. Авторство было под вопросом. Теперь шедевр восстановлен, искусствовед Елена Якубова научно подтвердила – это, действительно, Дюрер. Подсказкой стал водяной знак на бумаге.

"Эта голова быка, – показывает Елена Якубова на изображение на гравюре, – на работах этой серии 1503 года".

Выставке, на которой представят 40 гравюр старых мастеров, предшествовала кропотливая работа сотрудников Центра имени Грабаря. Они искали в провинциальных музеях эстампы, отпечатанные в Западной Европе до начала XVIII века – ксилографии, гравюры на меди, офорты, причем именно те, что не выставлялись и нуждались в серьезной реставрации. В результате получили из разных собраний шедевры: среди известных имен – Рембрандт, Якоб Рейсдаль, Жак Калло. Гравюры Хендрика Гольциcа были обрезаны по самый край изображения. Поля решили восстановить.

"У нас есть методика долива бумаги. Это бумажная старая масса, которая копилась 60 лет. Из нее варят массу и добавляют", – поясняют реставраторы.

Гравюра только в XX веке стала самодостаточным и самостоятельным видом искусства. До этого эстампами украшали свои дома, в том числе, и небогатые люди – у русских крестьян в избах висели лубки со сказочными сюжетами. У европейцев – гравюры, которые, как правило, копировали живописное полотно. Особняком стоят работы Луки Лейденского: такие тонкие и воздушные, что они ценились наравне с картинами.

Конечно, идеальный эстамп – отпечатанный самим автором. Тот, у которого виден след от деревянной или металлической доски-матрицы. И, конечно, лучшие экземпляры эстампа – это первые пятьдесят. Но таких в отечественных музеях не так много.

Старинные гравюры – это главный проект нынешнего года в отделе реставрации графики Центра имени Грабаря. Сейчас на очереди темпера Павла Кузнецова и акварели мариниста Алексея Боголюбова. Есть и неожиданные поступления документов времен Второй мировой войны.